Стихам все возрасты покорны

Когда мы молоды, то редко задумываемся о том, что рано или поздно состаримся. Эта мысль кажется очень далекой, даже непостижимой. Но время идет, один год сменяет другой все незаметнее. И неожиданно мы осознаем, что уже сами стали бабушками и дедушками. Неужели жизнь прошла? Жительница Раздольненского сельсовета Надежда Болбот считает, что на пенсии она только начинается.
«Самое страшное для человека в возрасте — лечь и начать себя жалеть. Мои ровесницы все время жалуются на свое здоровье, рассказывают про болячки. А я отвечаю: «Ты можешь видеть, слышать, ходить — многим и этого не дано». У нас гораздо больше поводов радоваться, чем печалиться, — укоризненно качает головой Надежда Михайловна и, смягчаясь, добавляет: — Это понимание, конечно, не сразу приходит. В юности я часто переживала по поводу и без, накручивала себя. Теперь этого нет, я счастливый человек, и с каждым годом это ощущение становится все сильнее. Главное — двигаться и радоваться жизни. Делаю гимнастику, хожу в лес за грибами, работаю на огороде, плаваю, путешествую, не сижу на месте и стараюсь обходить больницы стороной. Что мне там могут сказать: «А как вы хотели в вашем-то возрасте?». Нет уж, я лучше сама справлюсь. Натуральные продукты и свежий воздух — вот мой рецепт».
Надежда Михайловна через год отпразднует 70-летие. Короткие волосы собраны в задорный хвостик, на лице улыбка, в глазах огонек — назвать эту живую, активную женщину старушкой язык не повернется. На интервью она предпочла из Раздольного приехать сама. Бодрой походкой вошла в кабинет редакции: в одной руке сумка, в другой увесистая папка. В ней самое драгоценное — стихи.
Около 30 лет Надежда Болбот посвятила литературе и русскому языку. Работала в школах, техникуме, библиотеке. Рассказывала о творчестве Фета и Тютчева ребятишкам из детской колонии. И вот, когда вышла на пенсию, сама стала частью творческого мира. «В юности я стихи не писала, зато любила школьные сочинения — и себе, и одноклассникам их готовила. Учителя даже прочили стать писательницей, — рассказывает Надежда Михайловна. — Но я любила свою работу и не гналась за славой. Предрасположенность к поэзии нарастала постепенно. В 59 лет я вышла на заслуженный отдых, появилось много времени на себя — стала больше гулять, каждый день открывала что-то новое. Все эти впечатления и нашли выход в стихах».
Пишет Надежда Болбот о самом важном — любви, нравственности, природе. Есть немного детских стихов.
Ах, собачка, что за чудо,
Ушки как платочки.
Стой, собачка, ты откуда
В беленьких носочках?
Большинство их них поэтесса посвятила своим внукам. «В Библии написано, что если Бог хочет выделить человека, он награждает его богатым родом, с этим мне по-настоящему повезло, — смеется Надежда Михайловна. — У меня пять внучек, два внука, и еще один ребятенок на подходе. Семья — это мое главное счастье».
Кстати, родные Надежды Болбот сейчас живут в Греции. Сын вместе с молодой женой переехали туда еще в годы перестройки. Там и пустили корни. На-дежда Михайловна навещает их каждые 2-3 месяца. «Посижу немного дома, денег поднакоплю и обратно к ребятишкам, — рассказывает поэтесса. —Правда, переезжать за границу не хочу — скучаю по русской речи, а главное, русскому письму. Я ведь все время читаю, телевизор стараюсь не смотреть, разве что новости. Остальное время провожу с книгой. Вот не так давно начала перечитывать нашу классику: Толстого, Бунина, Пушкина, Лермонтова… Он вообще мой любимый поэт юности».
Несмотря на то что Надежда Михайловна всерьез увлекается поэзией, знакомится с творчеством разных авторов, в своих стихах она не видит подражания кумирам. «Я себя ни с кем не сравниваю. Да и как можно? Но не спорю, что такая прекрасная литература формирует человека и в конце концов сказывается на его взглядах, выражении мыслей, восприятии мира. А определенный культурный уровень позволяет легко варьировать словами и образами», — поясняет поэтесса.
Кроме стихов у Надежды Болбот есть и другие творческие работы: несколько опубликованных статей в журналах, настоящий роман. «Когда я гостила в Греции, чтобы немного подзаработать, устроилась ухаживать за одним старым греком, ему было 99 лет, — рассказывает женщина. — Тогда он буквально поразил меня своим жизнелюбием, ясным умом, активностью, интересом к политике, культуре. Участник Второй мировой войны, партизан и коммунист, у него была очень тяжелая жизнь. Но этот мужественный человек не утратил оптимизм и веру в людей. Это меня покорило, и я написала историю, основанную на его судьбе».
В Греции Надежда Михайловна нашла не только идею для романа, но и подучила местный язык. Кроме того, она немного знает испанский и итальянский, который тоже подтянула во время путешествий. Поэтесса краснеет, говорит, что все это лишь на разговорном уровне. За последние годы она побывала в Испании, Италии, Таиланде, Камбодже, в планах Вьетнам и Болгария. «Я считаю, что странствовать необходимо. У меня много знакомых моего возраста, кто каждый год выбирается на отдых. За границу, как я, конечно, не все отправляются, но на юг России — обязательно. Нет, пенсии у нас не большие, просто мы умеем работать и экономить, — рассказывает женщина. — Знакомые выращивают на огородах овощи, зелень и продают, потом на эти деньги едут к морю. Я не торгую: не мое. Зато экономлю на походах в магазин».
Как бы ни была прекрасна пенсионная жизнь, от разочарований не убежать. Как учителя русского языка и литературы Надежду Михайловну больше всего огорчает, что детей сегодня совсем не интересует литература. Будучи на заслуженном отдыхе, поэтесса периодически берет себе учеников и видит, насколько у ребятишек снижена грамотность, любовь к чтению. «Мне кажется, что виной этому темпы обучения. Школьников сейчас учат скорописи, скорочтению, стараются за один урок дать им как можно больше материала, — объясняет Надежда Болбот. — Когда наше поколение было в этом возрасте, нас, наоборот, просили не спешить — тщательно выводить буквы, что вырабатывало усидчивость, аккуратность и внимательность. Помню, как наша классная руководительница настаивала, чтобы мы правильно читали: по слогам, проговаривая каждое слово, — потом мы поневоле запоминали их на всю жизнь. Сегодня ребятишек гонят вперед, это отбивает у них желание учиться, интерес к чтению. Проблема еще и в родителях: у них нет времени на то, чтобы давать детям хорошую литературу, они все мультики включают».
В семье Надежды Михайловны телевизор под запретом. Внуки смотрят его от силы полтора часа, и то не каждый день. Зато любят книги. «Они и мое творчество уважают, все спрашивают, почему свои работы не печатаю, — с плохо скрываемой гордостью за свое семейство говорит поэтесса и вздыхает: — Да я бы с удовольствием, стихи — это мое главное богатство, вот только кто их будет читать? Только старшее поколение да родня. И в мое-то время не все стихи любили — тут все индивидуально».
И все же Надежда Михайловна решилась издать собственный сборник стихов. «На самом деле меня на это во многом сподвигла история жизни поэта Федора Кузьмина (ред. материал «Когда в душе песня» в № 28 за 2015 год). Когда я прочитала о его творческом пути, поняла, что могу последовать примеру и отдать свои произведения на суд читателей, — смущенно объясняет Надежда Болбот. — Особенно мне понравилось, как он рассказывал о процессе создания стихов. Как я его понимаю! У меня ведь так же: строки приходят мне на ум сами, не по заказу, иногда в самый неподходящий момент — рано утром, поздно ночью, в дороге. Я уже приучила себя всегда носить записную книжку: то, что упустила, не возвращается».
По мнению Надежды Михайловны, поэты — самые счастливые люди. «У них есть связь с чем-то немыслимым, таинственным, и она помогает жить, — уверенно говорит автор. — Посылает удачу, хороших людей, интересные встречи, поездки. А какие закаты я наблюдаю со своего пятого этажа…(Смеется.) 70 лет — много это или мало? По-моему, возраст не имеет значения, если ты любишь жизнь и она отвечает тебе взаимностью».

Светлана Скобелева

У белой-белой птицы запачкано крыло,
Так хочется умыться, в пути она давно.
Давно у бедной птицы першит в гортани пыль,
Так хочется водицы, внизу ж блестит ковыль.
Ни ширь воды морская, ни свежий ветерок,
Тут степь лежит без края: что вдоль, что поперек.
Ни кустика, ни речки — как скатерть на столе,
Трещат одни кузнечики на выжженной земле.
Но вдруг, вот это чудо, блестит вода вдали.
Вода, вода. Откуда?
Но крылья не смогли махать, как было прежде,
И пала птица вниз,
В неистовой надежде напиться, но завис
Над степью раскаленной причудливый мираж.
Не быть душе спасенной, и в дымке тайной пляж.
Мне часто это снится: жара, степной пейзаж.
Я не хочу быть птицей, поверившей в мираж.

Надежда Болбот: «И в семье должно быть много детей. Живя в таком малом социуме, ребятишки уже с детства начинают понимать устройство мира. У каждого малыша свой характер, темперамент, интересы. Живя с братьями и сестрами, с пеленок понимаешь, что для сохранения мира иногда нужно идти на уступки, быть терпеливым и понимающим. Это очень помогает во взрослой жизни».