Ирина Подойма: «Мне не нравится слово «бизнес»

Птицефабрика «Ново-Барышевская» основана в марте 2002 года, в ее составе два отделения. Специализация фабрики — разведение высокопородной сельскохозяйственной птицы. В июле 2008 года в Государственный племенной реестр была внесена запись о регистрации стада птицефабрики «Ново-Барышевская». Руководит этим непростым предприятием Ирина 4-ирина-подоймаАфанасьевна Подойма.

— Цыплят, как говорится, по осени считают. Ирина Афанасьевна, вы своих уже посчитали?
— Мы своих цыплят считаем не только по осени, а ежемесячно. Подсчеты показывают, что к сегодняшнему дню мы пришли с хорошими результатами, которые выражаются в сохранности стада, среднесуточном привесе, расходе корма, продуктивности птицы. На этих позициях строится вся экономика Ново-Барышевской птицефабрики.

— На сколько вам удалось нарастить показатели за последнее время?
— Среднесуточный привес вырос в пределах 4%. Что касается продуктивности по яйцу, то у нас она на протяжении трех лет уже держится на одном уровне: мы получаем по бройлерам
257 яиц на голову, по несушке яичного направления — 322. Это те показатели, которые рекомендованы нашими кроссами (порода птицы. — Прим. ред.).

— Благодаря чему удалось достичь таких высоких цифр?
— Уже более 15 лет мы работаем с европейскими кроссами как в яичном направлении, так и мясном. Высоким результатам, конечно, помогает генетика пород. Но одной генетики, как вы понимаете, недостаточно. Очень важен и человеческий фактор: люди, специалисты. Я могу сказать, что те, кто сегодня у нас работает, — ветеринарные врачи, зоотехники, технологи — уже показали свой высокий профессиональный уровень. Эти люди пришли к нам из нашего аграрного университета. В последнее время много говорят о том, что нет молодых специалистов, нет молодых людей, которые готовы «пойти в бой» в сельском хозяйстве. Пример нашей птицефабрики свидетельствует об обратном: мы смогли воспитать достойных специалистов, которые пришли совсем молодыми, например заместитель директора по технологии Антон Савельев, главный ветврач Надежда Ходарцова, зоотехник Вячеслав Бурау, главный ветеринарный врач на кольцовской площадке Алексей Дьяченко, главный зоотехник Лариса Комова. На нашей фабрике работает и мой сын, Максим Подойма, он возглавляет отделение в Кольцово. Это те молодые люди, которым сегодня 33–40 лет и которые всю душу отдают птицеводству. Не только специалисты у нас работают с полной отдачей, но и птичницы, слесари, водители. Благодаря им, их ежедневному труду мы и смогли сегодня достичь высоких результатов. Я очень горжусь этим. Я уверена в своей команде, и я знаю, что, пока такие люди у нас работают, будет все в порядке, мы будем получать не только хорошую продуктивность, но и высокое качество.

4-4— Насколько важно именно качество?
— Оно для нас на первом месте. Мы не используем при выращивании птицы лекарственные препараты. Я не буду говорить о других, но о своей птице я могу сказать четко: ее можно есть, не опасаясь за здоровье. Нашу продукцию, во-первых, контролирует федеральная государственная лаборатория на наличие лекарственных препаратов в мясе, а во-вторых, с 2014 года мы добровольно отправляем птицу во «Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств и кормов для животных» (г. Москва), где проводят дополнительные исследования на соли тяжелых металлов и лекарственные препараты. Результат у нас отрицательный и по мясу, и по яйцу. Кроме того, мы сегодня получаем яйцо с цветом желтка как у домашних куриц, и это не благодаря химическим красителям в кормах, а из-за добавок растительного происхождения. Этим мы достигаем высокого содержания витаминов А, D, А-каратиноидов. Когда жаришь наше яйцо, аромат стоит на весь дом.
Я не называю свою работу бизнесом, это слово у меня не прижилось в
обиходе. Мы пришли в птицеводство в 1997 году, работали для того, чтобы поднять это производство. Сначала все было очень тяжело, разруха полная. Я даже не понимала, как тут можно навести порядок. Но начали подниматься понемногу, по шагу, по ступеньке. Через несколько лет я поняла, что не все так плохо. Когда стало все как-то налаживаться, мы поняли, что пройдет время и людям нужно будет качество. Количеством будут сыты все, но качество, несмотря на то, что при его достижении ты получишь меньше денег, потому что оно требует больших вложений, все-таки гораздо важнее. Я и мои специалисты постоянно учимся у европейских коллег. В 2006 году в Европе запретили ввод кормовых антибиотиков, с тех пор я и начала эту политику у себя на предприятии, и сегодня довольна тем, что получилось. Да, качество — это дорого, но оно того стоит.

4-2— Вы сказали, что в кормах есть секретные ингредиенты. Получается, вы их рецептуру сами составляете?
— Конечно. Есть рекомендуемые рационы, но, для того чтобы получить более качественное яйцо и мясо, мы вводим растительные добавки, которые нам нужны, мы работаем сами. Свою натуральную секретную добавку я привезла из Италии, где познакомилась с одним фермером, который рассказал, как он получает яйцо высокого качества. Мы учли его рекомендации.
Надо постоянно учиться, три раза в год я со своими специалистами выезжаем на международные семинары по птицеводству, а последние шесть лет под моим руководством на базе нашей птицефабрики проходит международный семинар. Племенную продукцию мы продаем в Таджикистан, Казахстан, в регионы России. А за товарным к нам едут из Магадана. Покупатели в очередь стоят за нашим яйцом из-за высокого качества, его везут две тысячи километров, и на финише получается всего 0,5-0,6% боя, то есть почти все доезжает целым.

— Как на вашем предприятии отразился кризис в целом и санкции в частности?
— Больше это отразилось на увеличении стоимости кормовых добавок и стоимости пищевых добавок на перерабатывающем производстве — в пределах 20%. Но мы ищем альтернативы зарубежным составляющим, чтобы конечный продукт не вырос в цене. Мы ни разу в кризис не делали необоснованное повышение цены, все идет стабильно, так, как шло и без кризиса.

— Ирина Афанасьевна, на вашем семейном столе есть продукция вашего предприятия?
— Конечно. У меня и внуки выросли на нашем яйце и птице. Покупаю все в наших фирменных магазинах.

— В начале интервью вы сказали, что главная ценность вашего предприятия — люди. Как вы поощряете их за хорошую работу?
— Да, у нас разработана система премирования. Премии выплачиваются обязательно ко Дню работника сельского хозяйства, по итогам года, ко всем праздникам. Кроме того, предприятие помогает сотрудникам с оплатой санаторно-курортного лечения, отправляем детей в лагеря. У нас развиты корпоративные мероприятия, проходят празднования Нового года, Дня сельхозработника, конкурсы, например «А ну-ка, девушки!». Ко Дню Победы проходила игра «Что? Где? Когда?», так вот выигравшая команда из пяти человек поехала в путешествие по городам Золотого кольца. Когда люди хорошо работают, хочется их поощрять. Социальная политика предприятия — это тоже своеобразные вложения в качество нашего продукта. Как показывает жизнь, они совсем не напрасны.
Беседовала Ирина Полевая
Ново-Барышевская птицефабрика из года в год награждается благодарственными письмами администрации области «За значительный вклад в развитие Новосибирской области в сфере животноводства», становится лауреатом премии «За успешное развитие бизнеса в Сибири» с присвоением официального статуса «Надежный партнер», получает профессиональные призы «За отличные показатели по реализации генетического потенциала родительских форм и откорма бройлеров кросса Хаббард Ф15», отмечается благодарственными письмами от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, грамотами районной администрации.