Урожай на ниве торговли

Новосибирский райпотребсоюз подвел итоги деятельности за последние пять лет. С 2013 года потребительские общества, несмотря на сложную экономическую ситуацию, заметно увеличили товарооборот, обновили оборудование в торговых точках и научились конкурировать с ритейлерами всероссийского уровня.

В пятницу, 2 марта, состоялось отчетно-выборное собрание представителей сельских потребительских обществ Новосибирского района, приуроченное к окончанию срока действия полномочий мандатной комиссии и текущего председателя совета Ирины Алещенко. За минувшие пять лет рыночная система района претерпела немало изменений, которые не могли не сказаться на условиях ведения торговли. С 2012 года в Новосибирском районе появилось 90 новых торговых точек разных форм собственности. При этом удельный вес потребительских обществ в общем объеме продаж вырос с 12% до 16%.

«Итоги складывались под влиянием кризисных явлений экономики 2014-2015 года, — отметила в своем докладе Ирина Алещенко. — Возросла конкуренция со стороны крупных федеральных и региональных ритейлеров, происходит перераспределение покупательского потока. В силу определенных факторов несколько планов, которые были намечены на 2013-2017 годы, не были выполнены. Но следует отметить, что на протяжении последних лет Новосибирский райпотребсоюз занимает лидирующее место по объему товарооборотов среди кооперативных организаций».

Прошедшие пять лет для Новосибирского райпотребсоюза во многом оказались переломными, определенные обстоятельства подтолкнули к оптимизации розничной торговли. Так, в магазинах сети уже установлено 66 терминалов для безналичного расчета, в прошлом году была проведена большая работа по внедрению в магазины онлайн-касс. Всего же райпотребсоюз имеет в районе 55 магазинов, больше половины из которых работают по методу самообслуживания. Предприятия сельпо обслуживают около 74% всего населения Новосибирского района, в основном в тех населенных пунктах, где крупные торговые сети считают свою работу нерентабельной. Впрочем, порой даже наличие мощных конкурентов не мешает потребительским обществам развиваться и расти. Так, Верх-Тулинское и Мичуринское сельпо ежегодно наращивают показатели, несмотря на то, что в непосредственной близости открыты супермаркеты популярных сетей.

«Поставщики товаров рассматривают предприятие системы как организованную сетевую структуру, в результате чего с предприятиями Новосибирского района у потребительских обществ сложились эффективные партнерские отношения, — подчеркивает Ирина Алещенко. — За пять лет рассмотрены предложения от 42 поставщиков, больше половины из которых стали постоянными партнерами системы. Работа в таком формате позволяет оптимизировать коммерческую деятельность с учетом организационной специфики».

 

Поддержи производителя

Помимо традиционных вопросов выполнения хозяйственной деятельности и программ социально-экономического развития, большое внимание члены совета уделили и другим актуальным вопросам: сохранности кооперативных ценностей, эффективности использования автотранспорта, соблюдению санитарных норм. Отдельное внимание совет райпотребсоюза уделил наращиванию собственного производства готовой продукции. Так, за отчетный период объем выпуска вырос вдвое, причем добиться таких показателей удалось благодаря увеличению производства полуфабрикатов.

«В эту пятилетку мы активно развивали общественное питание. В течение всего периода, пусть с небольшими отступлениями в связи с кризисом, оно развивалось вперед, — говорит Михаил Лазарев, председатель совета Верх-Тулинского сельпо. — Товарооборот собственной продукции с 2013 года вырос почти вдвое — с 7,7 млн до 13 млн рублей. И сегодня мы готовы производить значительно больше. Производство хлебобулочных изделий выросло с 17,5 т до 43,4 т, причем 90% товара реализуется в наших же торговых точках. Наши полуфабрикаты продаются в магазинах потребительских обществ Новосибирского района и магазине «Сотый» сети облпотребсоюза в Новосибирске. Это говорит о том, что покупатели разобрались в качестве продукции, ответственности коллектива и сделали выбор в нашу пользу».

Пример Верх-Тулинского сельпо показателен еще и тем, что весь коллектив понимает важность долговременных инвестиций. Так, из вложенных за 5 лет в дело 6 млн рублей, которые ушли на покупку оборудования и ремонт помещений, вернулось в виде прибыли уже больше половины. А это значит, что со временем количество инвестиций и, как следствие, качество работы будут только расти.

«Все зависит от отношения к делу, к кадровой политике и к инвесторам, — говорит Михаил Иванович. — Мы уже несколько лет работаем с компанией «Мастер кейк», которая регулярно предоставляет нам свои новые разработки. В ближайшие два года мы намерены увеличить наши производственные площади, чтобы появилась возможность заниматься выпуском колбасных изделий. Планируется расширить склады, увеличить объемы производства и выходить на новые рынки».

Не только торговля

В силу своей географии Новосибирский район довольно сложный для работы торговых сетей, а значит, и все магазины здесь имеют свою специфику работы. Ведь зачастую это не просто место, где можно приобрести что-то необходимое в быту, а настоящая точка притяжения местных жителей. В связи с этим райпотребсоюз регулярно проводит множество всевозможных конкурсов и мероприятий, цель которых не только развлечь покупателей, но и завлечь их, дав коллективу повод поработать над качеством обслуживания. Например, каждый декабрь в магазинах района проходит смотр лучшей организации предновогодней торговли. Также бывают акции и мероприятия, приуроченные к 9 Мая, Дню знаний и другим праздникам. Часто потребительские общества устраивают конкурсы фотографии, тематического детского рисунка и детской поделки с обязательным поощрением участников.

«Наш район расположен вокруг областного центра, и это создает определенные сложности в работе потребительских обществ, — отмечает Ирина Бикейкина, начальник управления экономического развития Новосибирского района. — И все равно приятно видеть, что наш райпотребсоюз не опускает руки, работает для покупателей и находит силы для инвестиций. Отдельная благодарность за обеспечение торговли в отдаленных населенных пунктах, ведь без потребительских обществ обеспечить жителей продуктами и повседневными товарами было бы просто невозможно».

В грядущую пятилетку Новосибирский райпотребсоюз намерен реализовать весьма оптимистичные планы. Увеличить объем товарооборота, оптимизировать структуру его роста, улучшить организацию работы с поставщиками. Кроме того, продолжится совершенствование материально-технической базы и улучшения условий труда работников.