«Вот теперь я поняла, что такое война»

Ржавая, застывшая в одном положении, ложка-вилка солдата Вермахта, 70 лет пролежала в Бельской земле. Ее держал когда-то в руках гитлеровец, а теперь ее можно увидеть в музее 22-й гвардейской стрелковой Сибирско-Рижской дивизии при школе № 18 станции Мочище. Более 40 лет работники музея собирают и бережно хранят «живые» экспонаты, которые «прошли» ту страшную войну, чтобы память о ней продолжала жить в сердцах и душах людей.

«Растет поколение, для многих из которых память о трагедии выражается в привязывании к одежде Георгиевской ленточки на 9 Мая. Задача музея — сделать все для того, чтобы наши дети знали всю правду о войне, помнили и передавали ее из поколения в поколение», — с таких слов началась наша встреча с учителем истории Еленой Шарафутдиновой, которая руководит музеем с 2009 года.

Клуб «Поиск»

История началась в 1974 году, причем не по указке сверху, а по инициативе педагога Нины Васильевны Федотовой и простых ребят, учеников школы-интерната № 3. В год 30-летия Победы в газетах печатались статьи о героях войны — Ольге Жилиной, Борисе Богаткове, Михаиле Перевозчикове, Михаиле Аникине и других ветеранах, которые состояли в 22-й сибирской добровольческой стрелковой дивизии. Их имена сегодня носят улицы Новосибирска, а в честь самой дивизии названа улица Сибиряков-Гвардейцев.

После прочтения статей ребята решили создать клуб «Поиск», чтобы разыскать ветеранов. Началась интереснейшая работа. Педагоги вместе с ребятами находили оставшихся в живых сибиряков-гвардейцев, писали им письма. Активный председатель кружка шестиклассник Саша Галанов узнал, что в Новосибирске живет ветеран Нина Александровна Здрюмова, чей комсомольский билет хранится в СибВО, и отправился, не зная города, на ее поиски. А ведь в то время не было интерактивных карт, транспорт ходил редко, и добраться со станции Мочище в город оказалось весьма не просто. Жила она на улице Петухова, и он потратил целый день на ее поиски. Женщина встретила его со слезами, напоила чаем и в благодарность за его поступок не только поделилась ценными воспоминаниями, но и подарила Саше свой портрет, дала телефоны и адреса других ветеранов.

«С маленького поступка Саши Галанова началась настоящая история музея, а портрет Нины Александровны стал его первым экспонатом. Позже она привезла с собой ветеранов и еще много материалов. Вот так из обычного исторического кружка и уголка памяти 12 мая 1975 года при школе-интернате был создан и торжественно открыт музей», — рассказала Елена Александровна.

В 1977 году участники отряда «Поиск» организовали поход в поселок Колывань на родину инструктора медсанбата дивизии Ольги Жилиной, чтобы своими глазами увидеть, где прошли ее детство и юность. Когда началась война, Ольга одна из первых подала заявление с просьбой зачислить ее в Добровольческую дивизию. В бою под Ригой она вынесла из-под огня 75 раненых солдат и погибла от полученных ранений. Посмертно награждена Орденом Отечественной войны I степени.

А в мае 1981 года сбылась мечта ребят — они отправились в поход «По местам боев 22-ой Сибирской дивизии «Новосибирск — Москва (Ногинск, где одно время жил и учился Борис Богатков) — Нелидово (город Белый) — Рига — Саласпилс (где похоронена Ольга Жилина)».

«22-я гвардейская стрелковая Сибирско-Рижская дивизия ведет свою историю от 150-й стрелковой дивизии. В кратчайший срок на основе 16 городов была сформирована Сибирская добровольческая дивизия, которой присвоили имя И.В. Сталина и войсковой номер — 150-й стрелковой. Обычно Сталин дивизиям названия не давал, но он очень верил в сибиряков. Их высадили за 180 километров до места боя. Две недели по ночам, в дождь, по грязи они пробирались туда. У солдат даже бытовала поговорка: «Бог создал рай, а черт этот болотный край». Боевое крещение дивизия — 150-й и 6-й Сталинские корпуса — прошла 25 ноября 1942 года. В Бельском районе в ноябре 1942 года советскими войсками проводилась операция «Марс», чтобы немцы не смогли перебросить дополнительные силы из Ржева под Сталинград. Количество погибших в том сражении советских солдат исчислялось сотнями тысяч. Один из ветеранов Петр Кузьмич Богданов рассказывал, что тогда ему оторвало ногу. Он, 19-летний мальчишка, пролежал трое суток под завалами блиндажа и думал: «А я ведь даже не поел». В бою под городом Белый дивизия потеряла 20% состава. Под Гжатском дивизию переформировали и переименовали в 22-ю гвардейскую стрелковую дивизию сибиряков. В ходе боев солдаты прошли 1 700 километров от города Белого по Смоленской области, Белоруссии, Латвии до берегов Балтийского моря», — рассказала Елена Александровна.

Во время этой первой поездки школьники смогли воочию увидеть «долину смерти», возложить цветы на могилы, встретиться с очевидцами тех далеких событий. В братской могиле в деревне Плоское Бельского района Тверской области лежат 12,5 тысяч сибиряков. Местные жители рассказывают, что земля после боя была красной от крови. Сильнейшее впечатление на ребят произвел и Саласпилс. В годы Великой Отечественной войны здесь недалеко от Риги находился самый большой в Латвии лагерь смерти. В бараках за двойной оградой из колючей проволоки находились тысячи людей. Здесь до смерти были замучены 100 тысяч человек, из них шесть тысяч детей в возрасте до 6 лет. Все в этом лагере было направлено на уничтожение людей. Например, на его территории существовал пруд, который вырыли узники лагеря без единой лопаты — руками. Его длина 70 метров, ширина 35 метров, а глубина достигает 3 метров. При освобождении лагеря в живых осталось 500 человек. Здесь же в Саласпилсе находится могила Ольги Жилиной, которую ребята, конечно, никак не могли обойти стороной. Одна из участниц той поездки Люба Стойлова писала: «Вот теперь я поняла, что такое война».

Музей при школе

В 1988 году музей передали школе № 18 станции Мочище. А в 90-е годы, когда музеи начали повсеместно закрываться, директор школы Тамара Степановна Мыльникова смогла сохранить школьное достояние и в нем продолжалась работа. За годы существования музея дети вели переписку с десятками сибиряков-гвардейцев, ведь после войны солдаты разъехались по всей стране. Письма приходили из Томска, Новосибирска, Кемерово, Москвы, Ленинграда, Риги и многих других городов. Сегодня в музее постоянно проводятся экскурсии, уроки истории, классные часы, встречи, лекции, продолжается переписка с детьми ветеранов. Традицией стали встречи с ветеранами в День Победы.

Много лет спустя в 2004 году двое ребят из музейного актива смогли вновь посетить мемориал в городе Белый. С тех пор ежегодно один или два юных экскурсовода обязательно ездили туда на день поминовения сибиряков — 14 августа.

«Одна из моих учениц сказала: «Как будто попала на святую землю. Прошло столько времени, а эхо войны не перестало звучать». И хотя с 2014 года поездки прекратились, но мы надеемся, что их в очередной раз удастся возобновить. Надо обязательно, чтобы дети прочувствовали все на месте, — уточнила Елена Александровна. — Наши ребята также мечтают поехать на раскопки с бердским поисковым отрядом «Кондор», но для этого нужна специальная подготовка, поэтому пока это лишь в планах. Поисковики ежегодно поднимают и перезахоранивают останки погибших. Уже найдены сотни бойцов».

Ребятам из музейного кружка тоже есть чем гордиться. Во время поисков их очень заинтересовала судьба зверски замученной фашистами санинструктора 22-й дивизии Ани Сухановой.

Когда началась война, Аня добровольцем ушла на фронт. В 1944 году шли тяжелые бои под Лубаной на территории Латвии. У бойцов кончились боеприпасы, был дан сигнал отходить, но санитарки не бросили тяжелораненых. Фашисты захватили раненых и санитарок, пытали. То, что увидели очевидцы после освобождения территории, потрясло даже видавших виды солдат. Копия акта о зверствах, которые совершили фашисты, хранится в школьном музее. Похоронена Анна Суханова в центре поселка Лубана.

С 2006 года Нина Федотова вместе с детьми добивалась увековечивания ее памяти, и наконец, в 2009 году на родине Ани Сухановой в селе Ояш Мошковского района была установлена мемориальная доска, а также открылся музей, посвященный ее подвигу. Но на этом, как говорят сами ребята, работа не закончена. Они разыскали племянника Ани Сухановой и продолжают работу по поиску ее родственников.

Скоро юбилей

«Сейчас делаем книгу памяти клуба «Поиск». Мечтаем найти Сашу Галанова, но пока, к сожалению, безуспешно. В активе музея сегодня состоит 20 человек. Учащиеся школы выступают в роли ведущих, экскурсоводов, помощников, оформителей, поисковиков. У нас подготовлено и проводится 25 экскурсий, в том числе «Боевой путь дивизии», «Борис Богатков», «Берлин-Афганистан-Чечня», «Саласпилс», «Анна Суханова», «Ольга Жилина», — уточнила руководитель музея.

Девятиклассница Татьяна Тимошенко с шестого класса «работает» в музее, ведет экскурсии в школе и очень гордится тем, что попала в музейное братство: «Когда веду экскурсии, мурашки по коже. Особо трепетно отношусь к экскурсиям о погибших и о войне».

В музейном фонде около 1 000 экспонатов, большая часть из которых — подлинники. Это вырезки из фронтовых газет, письма, акт о зверствах фашистов, которые они учинили над санинструкторами дивизии (прислал один из ветеранов в 1987 году), фотографии, патроны, снаряд, советские и немецкие каски, гимнастерка, рюкзак, земля из Саласпилса, города Белый и с могилы Ольги Жилиной, карта боевого пути дивизии, книги, написанные ветеранами дивизии. Многое привезено с мест боев. Фонд регулярно пополняется новыми экспонатами. Так, в 2015 году с раскопок под городом Белый привезли снаряд, а в 2017 году настоящую немецкую солдатскую вилку-ложку.

«В 2018 году наш музей отметил 43-й день рождения, жаль, что многие ветераны, создававшие вместе с нами музей, не дожили до этой даты, — посетовала Елена Александровна. — Почему-то так сложилось, что музей постоянно переезжает, но скоро у нас юбилей и обещают, что как только построят новую школу, то выделят отдельное помещение».

Юлия Кононова