Память живет в этих строках

Юные чтецы из Краснояровской школы № 30 им. Героя России Александра Галле приняли участие в нескольких знаковых литературных проектах, посвященных героям Великой Отечественной войны, в том числе в конкурсе чтецов «Строки, опаленные войной».

Тема войны еще многие годы не потеряет актуальности как источник вдохновения для сотен и тысяч авторов самых разнообразных произведений. Которые, в свою очередь, вдохновляют множество людей изучать историю своей страны, ее граждан и подвигов, которые они совершили. По словам директора Ирины Бессарабовой, в школе № 30 уже несколько лет существует традиция художественного чтения военных стихотворений и прозы, как в преддверии различных памятных дат, так и просто в рамках внеклассных занятий.

«Когда ребенок читает стихотворение, он раскрывается с разных сторон, — объясняет Ирина Эдуардовна. — Несмотря на то, что в школе нет отдельного кружка художественного чтения, дети с удовольствием занимаются им на внеклассных занятиях с учителями литературы и библиотекарями нашей школьной и сельской библиотеки. Вместе они не просто изу­чают прозу и стихи, они пропускают их через душу, подбирают к ним музыкальное сопровождение, и тогда слова начинают звучать совершенно по-иному».

На сегодняшний день из 240 учеников школы художественным чтением занимается почти четверть ребят самых разных возрастов. В прошлом году ученики 30-й школы стали участниками литературного конкурса «Строки, опаленные войной», где все желающие мог­ли проявить себя в чтении фронтовых стихов.

«Я пошла на этот конкурс, потому что поэзия о войне заставляет людей задуматься о том, насколько тяжелое это было время, проникаться уважением к людям, пережившим его, — говорит одиннадцатиклассница Вероника Золотарёва. — Я читала стихотворение Юлии Друниной «Зинка», о двух девушках, которые попали на войну. Одна из них погибла, и подруга должна была рассказать об этом ее маме. Все эти чувства, которые она переживала, как было тяжело рассказать матери, что ее дочери больше нет. В зале было очень тихо, все внимательно слушали, и, кажется, это тронуло каждого. До этого я не понимала, насколько трудно бывает читать стихи, что нужно специально учиться правильно подавать стихотворение, выбирать эмоции. Никогда раньше настолько углубленно таким не занималась, пока не столкнулась с этим стихотворением. Вообще, в подобных произведениях, где показана война, как она есть, автор всегда передает настроение, страхи, надежды — все то, что переживали люди, про которых он пишет. Рассказывать о войне очень сложно и тяжело, но это важно».

Именно благодаря участию в «Строках…» ученики Краснояровской школы оказались в числе участников проекта радио «Юникид», в рамках которого они зачитают отрывки знаменитых произведений, посвященных памяти героев Великой Отечественной войны.

«Наших ребят заметили, когда они выступали на конкурсе, и предложили поучаствовать в другом проекте, — рассказывает Ирина Бессарабова. — Кроме того, есть вероятность, что некоторые из наших ребят станут участниками третьего фильма из серии «Фронтовые строки», где прочитают отрывки произведений писателя Владимира Леонова».

Как отмечают педагоги школы, в последние годы среди учеников вновь набирает популярность тема фронтовых произведений. Ребята чаще выбирают тему войны для экзаменационных сочинений, участники литературных вечеров регулярно посещают поселковые мероприятия, приуроченные к 9 Мая и другим памятным датам, готовя часовые литературно-музыкальные композиции вместе с учителями и библиотекарями.

«Шестиклассники вместе с учителем литературы Натальей Ивановой выучили огромное стихотворение Константина Симонова «Сын артиллериста», — вспоминает директор школы. — После этого они разбили его на отрывки и выступили перед каждым классом в школе, начиная от самых маленьких и заканчивая ровесниками. Мы, педагоги, тогда оказались просто поражены. Думали, что дети, особенно младшие, и слушать не станут такое, но они сидели, затаив дыхание, настолько ребята сумели пропустить эти строки через себя».

С книгой с детства

Десятиклассник Сергей Налётов, который, по собственным словам, полюбил читать стихи вслух, с выражением еще с начальных классов, когда их задавали учить наизусть на уроках литературы. Впрочем, как и тематику Великой Отечественной войны.

«Меня это всегда вдохновляло, изу­чать, как наши прадеды защищали страну, — признается Сергей. — В плане литературы я интересовался произведениями многих писателей, особенно рассказами о детях, которые были в разведке, даже в военных операциях участвовали. Такие произведения очень важны, потому что продлевают память о минувших годах, помогают молодым поколениям не забывать о переломных моментах истории, благодаря которым сегодня мы не рабы, а свободные люди».

Впрочем, тема поэзии для учеников школы № 30 далеко не ограничивается военной тематикой. Так, школа уже около шести лет тесно сотрудничает с организацией «Сибирские поэты», члены которой регулярно проводят встречи с юными любителями литературы.

«Один из поэтов Новосибирского района, Николай Пархоменко, живет в нашем поселке, — уточняет Ирина Эдуардовна. — Сегодня, наверное, в школе нет ни одного ученика, который не посещал бы встречу с ним. Причем он не только читал свои стихи, но и просто разговаривал с ребятами, отвечал на вопросы. Он в своей жизни сменил много профессий — и технических, и гуманитарных — поэтому ему всегда есть что рассказать».

Ученики школы № 30 регулярно выступают на различных праздниках и конкурсах, правда, пока лишь муниципального уровня. Впрочем, в ближайшее время ситуация может измениться, и про талантливых краснояровцев узнает уже весь регион.