Строители детской души

 

В четверг, 27 сентября, работники дошкольного образования уже в 14-й раз отметили свой профессиональный праздник. На сегодняшний день в нашем районе работает 23 детских сада, еще 20 дошкольных учреждений являются структурными подразделениями в школах. Каждый день больше шестисот педагогов приходят на работу, чтобы посвятить себя заботе о воспитанниках.

Работа воспитателя не просто так считается одной из самых сложных современных профессий, ведь педагоги дошкольного образования должны не просто дать детям определенные знания, а сыграть важную роль в формировании их характера, взглядов и отношения к жизни.

«Работа воспитателя трудна, потому что вы работаете с самыми маленькими детьми, — обратился к коллегам и. о. министра образования Новосибирской области Сергей Федорчук на праздничной встрече дошкольных педагогов. — Родители доверяют вам самое дорогое, что у них есть, и именно вы должны помочь каждому ребенку раскрыть свои таланты. В самом слове «воспитатель» можно прочитать два — «вести» и «питать», то есть давать самое лучшее, что только может дать взрослый ребенку. Ведь они верят в то, что мы знаем все ответы, можем помочь решить любую сложную задачу, рассказать что-то интересное. Система образования — это огромный организм, где нет менее или более важных частей, вся эта система направлена на то, чтобы воспитать личность, человека, патриота, гражданина, и каждый из нас вкладывает в это толику своего учительского труда».

Кроме торжественной части, где самым отличившимся педагогам были вручены почетные грамоты и благодарственные письма областного правительства, встреча педагогов имела и практическую часть, на которой воспитатели из разных детских садов делились новыми методами и подходами к работе. Так, педагоги детского сада «Теремок» из р.п. Краснообск показали на своем стенде практические наработки по новой программе системы образования, основанной на дидактической системе Фребеля, которую они начали внедрять первыми в Новосибирском районе. Как пояснила старший воспитатель Елена Сайботалова, то, что на первый взгляд кажется просто различными наборами деревянных кубиков, на самом деле является универсальным инструментом для всестороннего развития детей, начиная с самого раннего возраста.

«Очень хорошо, что в рамках этого мероприятия мы можем не только встретиться с коллегами, но и поделиться друг с другом опытом, — говорит Елена Борисовна. — Мы только начинаем внедрять эту систему, буквально первый учебный год. До этого все воспитатели почти полгода обучались на спецкурсах в педагогическом колледже им. Макаренко. В ближайшее время такое же обучение пройдут педагог-психолог и логопед. Конечно, о результатах говорить пока рано, воспитатели еще сами открывают для себя новые методики, обогащают свой педагогический опыт. Но самое интересное, что сами дети тоже придумывают новые упражнения, ведь фантазия у них развита куда лучше, чем у взрослых».

Неслучайные люди

Виолетта Хмелёва работает музыкальным педагогом детского сада «Ёлочка» в Барышево уже 22 года, по собственным словам, это ее первое и единственное место работы. За это время она не только научилась находить подход к каждому ребенку, но и сделала для себя неожиданное открытие: «Когда я только пришла на работу, сразу после института, я была уверена, что все знаю и сейчас буду учить тут всех. Но потом пришло понимание, что на самом деле обучение идет в обе стороны. Не только я даю детям знания, но и они учат меня. Современные тенденции в образовании и вовсе строятся на работе «от ребенка», когда педагог подстраивается под каждого своего воспитанника, отталкивается от его запросов и интересов. Технический прогресс не стоит на месте, и уже нам приходится поспевать за детьми, даже дошкольниками», — говорит педагог.

Сегодня Виолетта Олеговна воспитывает уже второе поколение маленьких гостей «Ёлочки» — за два десятка лет ребята, которые в первые годы работы были совсем маленькими, успели вырасти и обзавестись собственными семьями.

«Бывает, приходят взрослые, солидные родители. Долго смотрят на меня, а потом спрашивают: «Это вы?» — вспоминает Виолетта Хмелёва. — Даже я их не всегда узнаю, а вот они все меня помнят. Потом заходим в музыкальный зал, они подмечают, какой он на самом деле маленький, хотя в детстве казался им огромным. Много кто выбирает для себя профессию в музыкально-эстетическом направлении, работают в Домах культуры и даже идут в преподавание, хотят вернуться в садик. Шучу им в ответ, мол, вы сначала мне дайте на пенсию выйти, а потом уже приходите. Но на самом деле очень приятно осознавать, что когда-то именно я зародила в них любовь к музыке».

Любой педагог дошкольного образования с первых дней работы в профессии знает главное — невозможно быть воспитателем, если ты не готов полюбить чужих детей так же, как родных.

«Мой общий педагогический стаж — 44 года, из которых 31 год я работаю заведующей детским садом «Солнышко» в Верх-Туле, — отмечает ветеран педагогического труда Галина Пуганова. — Конечно, за долгие годы в нашей работе многое меняется, появляются новые задачи, которые нужно решать. Но основа остается неизменной: вся наша работа направлена на детей, чтобы им было хорошо, чтобы они получали нравственные уроки. Именно поэтому в детском саду работают только те, кто искренне хочет там работать. Случайных людей в нашем деле попросту не бывает».