Новый год шагает по планете

Наш корреспондент узнала, верят ли современные дети в Деда Мороза и какие песни поют на Новый год.

В этот день нас с фотографом отправили на две детские елки. «Ну, окей, — подумала я, — будет скука смертная, дети уже ни в какого Деда Мороза не верят, их сложно удивить, и кроме гаджетов их ничего не интересует». С тем и отправились.

Сначала приехали на новогоднюю елку главы района в Дом культуры им. Г. Д. Заволокина. На входе, конечно, я восхитилась — интерьер отличный, повсюду яркие краски, блики софитов, и главная красавица — шикарная новогодняя елка на мраморной лестнице. «Ладно, это я в восторге, но детям-то наверняка все равно». В это время детишки, «немного замученные дорогой», по словам школьных учителей, в гардеробе стаскивали с себя теплые штаны и куртки, роняли на пол, поднимали и снова роняли. Учителя пытались выстроить малышей, дети постарше вели себя еще громче, но хотя бы не скакали галопом по лестнице. Наконец, все потихоньку собрались в холле: традиционная фотография у елки, снимок со снеговиком и скоморохом на память, и можно подняться на второй этаж. Девочки и мальчики в костюмах проносятся мимо меня со скоростью света. «Господи, как неожиданно здорово, неужели кому-то из детей еще хочется быть снежинкой или львенком, я думала, тут будут только Человек-паук и Май Литл Пони. Мысль обрывается на середине: галдеж усиливается, на втором этаже, перед входом в концертный зал — игровые площадки. Школьники раскладывают пятнашки, выбивают разноцветные «соты» молоточком, стараясь набрать нужное количество очков, и, конечно, немного спорят о том, кто одержал победу честно, а кто смухлевал. «Прямо как мы во дворе в детстве», — проносится у меня в голове.

Наконец, их зовут в зал. Учителя рассаживают своих подопечных. Первым на сцену приглашают главу Новосибирского района Александра Соболевского. «Здравствуйте, дорогие ребята! Эта новогодняя елка стала хорошей, доброй, светлой традицией. Каждый год мы собираем здесь самых талантливых и умных ребят. Я хочу пожелать вам, чтобы сегодня вы замечательно провели время, радовались и улыбались. Хорошо учитесь, занимайтесь в кружках, будьте счастливы и, самое главное, никогда не болейте».

Наконец, начинается театральное представление от Детского дома творчества «Мастер». Играют «Золушку». Классический сценарий в современной обработке: Золушка позвала Крестную фею — имиджмейкера. Конечно, фее понадобилась тыква. «Как всегда, карета, конечно», — подумала я. Выбирают транспорт: тетушка предлагает подопечной и Гелендваген и Кабриолет, но выбор девочки падает на классическую карету. С платьем и туфлями то же самое — Dior и Chanel отвергнуты, Золушка пойдет на бал в платье от Юдашкина. «Современно, интересно, поможет ли привлечь юный зрителей», — проносится у меня в голове. Сюжет стремительно развивается. Появляются злая мачеха и две дочери. Они, конечно, пытаются испортить праздник и даже привлекают к этому зрителей: зовут школьников на сцену, просят утащить большую тыкву, разучивают с ними заклинания. Мачеха — директор ДДТ «Мастер» Юлия Колдина, она настолько вживается в роль, что начинаешь верить — с этой женщиной лучше не шутить. Оборачиваюсь на зал, чтобы понять, разделяют ли дети мой восторг, а они смотрят на сцену как завороженные. Это представление закончится танцами. Сказочные герои будут плясать со школьниками, добро, конечно же, победит зло. А нам пора отправляться на другой новогодний праздник.

Вторая главная елка, на которую приглашают детей со всего района, проводится в Новосибирском областном театре кукол. В холле раздаются детские голоса, смех и крики. Разукрашенные скоморохи развлекают детей. Галдеж усиливается, на середину круга на потеху малышне выкатывается игрушечный поезд с тремя символами наступающего года — поросятами. Ловко скоморохи управляются с куклами-бибабо: поросята призывают детей провести зарядку. К моему удивлению, дети согласны на правила игры — они действительно повторяют движения за ведущими, не перестают улыбаться. Апогей наступает тогда, когда в холле появляются Дед Мороз со Снегурочкой. На актерах потрясающие костюмы и профессиональный грим. Дед Мороз настолько натурален, что даже я готова поверить в его существование. Ловлю себя на том, что не могу оторвать взгляда от действа. Поворачиваюсь — и вижу то же самое на лицах детей. Широко раскрыты от удивления глаза. Затаили дыхание. С интересом и любопытством ждут следующей секунды. «ОНИ ВЕРЯТ В ДЕДА МОРОЗА! — ликую я про себя. — Ничего не изменилось! Новогодние чудеса до сих пор существуют!»

Пока я радуюсь про себя, Дед Мороз уже водит с детьми хоровод под песню «В лесу родилась елочка». За спиной слышу: «Вот уж песня на все времена». Пытаюсь вспомнить, кто и когда ее написал. Ничего не получается. Если вам тоже, дорогой читатель, захочется вспомнить, не напрягайтесь: это 1903 год, слова Ларисы Кудашевой, музыка Леонида Бекмана.

«Ну, дети-то, наверняка, теперь учат в школе что-нибудь другое», — уверяю я себя. Поворачиваюсь, вижу притаившуюся на скамейке школьницу.

— Как зовут? — спрашиваю ее.

— Анфиса, третий «А».

— Какая у тебя новогодняя песня любимая?

— «В лесу родилась елочка», — отвечает девочка.

Я опять проиграла. В зале уже зажигают елку. «Раз, два, три, елочка, гори», — звенят дети, перекрикивая друг друга. Елка пылает огоньками гирлянды. Дети восторженно выдыхают: «Ах!»

Ладно, я сдаюсь. Теперь можно просто пойти посмотреть кукольное представление. Эти дети меня уже ничем не удивят.

Звучит третий звонок. Учителя заводят детей в зрительный зал. На сцену приглашают главу района.

— Здравствуйте, дорогие дети!

— ЗДРАВСТВУЙТЕ! — оглушают дети своей воспитанностью.

— Я рад видеть вас сегодня на этом празднике, который называется…

— НОВЫЙ ГОД, — …и сообразительностью.

— Вы — самые талантливые, одаренные, умные ребятишки нашего района. Я хочу пожелать вам и дальше хорошо учиться, посещать кружки, заниматься спортом. Когда вы будете большими, как я, как ваши родители, вам это обязательно пригодится. Поздравляю с Новым годом!

 

«В гостях у Морозко» — сказка, известная многим. Здесь, в Театре кукол, ее рассказывают скоморохи. Злая мачеха — вдова Фекла очень любит родную дочь Глашу, а падчерицу Машу не любит. Глаша спит до обеда, а Маша за дровами ходит, со скотиной управляется и еще много чего успевает. Глаше хочется богатства, и они и матерью отправляют Машу в холодный лес, к Морозко, чтобы тот дал ей серебра и драгоценных камней. Добрая Машенька помогает Морозко, не ленится и, вообще, проявляет воспитанность, за что получает дорогую шубку. Глаша при виде шубки сестрицы закатывает истерику и сама отправляется к Морозко за подарками. Примерно так развивается сюжет. В конце концов, Глашу хотят выгнать на улицу, но Морозко вовремя заступается за нее. Трусливые мать и дочь просят прощения у падчерицы. «Ну что, простим Глашу и Феклу?» — спрашивает Морозко у зала.

В классике жанра зрители должны сжалиться над раскаявшимися злодеями. Но современные дети из зала кричат: «НЕТ, НЕ ПРОСТИМ». Этим они меня снова удивляют и смешат одновременно.

 

После спектакля детям вручают сладкие подарки. Ведьмочки, принцессы, вампиры и рыцари снуют вокруг нас, шаря рукой в коробках, в поисках самой вкусной конфеты.

Мы одеваемся и выходим на улицу. Те, кто успел выскочить пораньше, садятся в школьные автобусы. А я, наконец, понимаю, что даже дети, выросшие с «привязанными» к рукам гаджетами, всего лишь дети. И что Новый год — праздник волшебства, способный создать сказку и заставить поверить в чудо даже самых закоренелых скептиков