«Мусорная» реформа: вопросов больше, чем ответов

В Законодательном собрании Новосибирской области обсудили переход на новую систему обращения с ТКО. О подробностях дискуссии и ситуации в районе с реализацией «мусорной» реформы нашей редакции рассказал депутат районного Совета депутатов Сергей Зубков. 

— В малом зале Законодательного собрания 24 апреля собрались депутаты всех уровней, представители профильных министерств и ведомств, главы районов и городских округов области, общественники, темой для обсуждения стал переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. В начале работы дискуссионной площадки представители партпроекта «Чистая страна» в Новосибирской области рассказали об итогах экологического форума «Единой России», который прошел 19 апреля в Челябинске. Экологический форум сформулировал ряд предложений: введение льгот для граждан, раздельно собирающих мусор, снижение финансовой нагрузки на жителей сельских территорий, введение дифференцированной системы накопления отходов. Также на заседании информацию о переходе на новую систему обращения с ТКО на территории нашей области представили Д. Н. Архипов, министр ЖКХ и энергетики Новосибирской области, Н. В. Нечаева, руководитель правового управления ООО «Экология-Новосибирск», А. И. Полищук, начальник Государственной жилищной инспекции НСО. 

— Сергей Алексеевич, как область справляется с «мусорной» реформой»? 

— Новый федеральный закон вступил в силу с 1 января 2019 года. К этому времени субъект Федерации должен был выбрать регионального оператора, им у нас стало ООО «Экология-Новосибирск». На первом этапе организация должна была заключить договоры с перевозчиками, отрегулировать графики вывоза мусора и т. п. И по итогу, на новогодних праздниках мы не получили большого коллапса, были свои точечные недовольства населения, но они были не массовыми. Сейчас же, на втором этапе, региональный оператор столкнулся с трудностями. Ни физически, ни технически «Экология-Новосибирск» оказалась не готова к массовому заключению договоров с населением. Первоначально была возможность сделать это только в городе Новосибирске или на сайте, который на деле работал с перебоями. Теперь в ряде районов появились мобильные пункты, но опять же только в районных центрах, а «дойти» надо до каждого дома в каждом отдаленном населенном пункте. Ведь не все же у нас такие сознательные граждане, что сами пойдут искать того, кто «возьмет у них деньги». Одно дело многоквартирные дома в городе, которые обслуживала управляющая компания, где можно быстро заключить со всеми договор, где понятно, сколько человек зарегистрировано, определить лицевой счет и т. п. С частным сектором сложнее. Многие сталкивались еще и с такой проблемой, что при заключении договора автоматически выставлялся счет на трех человек, потом приходилось доносить справки о количестве проживающих, ждать перерасчета и т. д. К тому же люди массово стали звонить на телефон горячей линии, а операторы опять же не успевали всем отвечать. Ну кто в этой ситуации будет доволен?! 

— То есть наш регион оказался не готов полностью к «мусорной» реформе? 

— В плане оказания услуги по вывозу отходов со всего региона на сегодняшний день не готова ни одна организация. Сегодня ни у кого нет такого количества контейнеров, мусоровозов. Как говорится, хотели всё и сразу, а такой широкой лопаты не нашлось. Если исторически на территории никогда мусор не вывозили, то и не стали с 1 января вдруг сразу вывозить. Нечем и некому. Никто одномоментно не сможет начать это делать. Взять любую компанию, которая до 31 декабря оказывала услуги по вывозу отходов, она, конечно, имеет свой автопарк, имеет свой штат контейнеров, но их такое количество, которое было необходимо для того объема работ, который они охватывали. За ночь ни у кого не приросло, а планово никто к этому не готовился, потому что выбранный региональный оператор какое-то время не предпринимал никаких действий, не заключал договоры. Да и, выйдя на рынок, «Экология-Новосибирск» заключила контракты только на один год, следовательно, компании не видят перспектив и автопарк не наращивают. А для примера: в среднем мусоровоз стоит 10 млн рублей, а пластиковый контейнер — 15 тысяч рублей. Это огромные деньги, а зачем инвестировать, если ты не знаешь, что будет дальше. 

— Тогда у меня вопрос: а какая обстановка в других регионах? У всех похожие проблемы или где-то есть «беспроблемный» переход? 

— Ну, скажем так, хорошо нет ни у кого. Большинство субъектов РФ подходили к реализации «мусорной» реформы по-разному. Во многих субъектах РФ региональными операторами стали крупные игроки рынка, которые и были на территории. У них была уже успешно работающая инфраструктура, технопарк, они уже имели свою базу клиентских договоров и т. д. Для людей практически ничего не изменилось, просто статус организации поменялся. К тому же в части регионов выбрали двух и более операторов, как, например, наши соседи — Алтайский край и Кемеровская область. Они просто поделили территорию и работают там, где и работали. «Экология-Новосибирск» же появилась недавно, она в свое время была создана для открытия мусоросортировочных заводов, которые по сей день не реализованы. Компания выиграла конкурс на реализацию федеральной программы обращения с твердыми коммунальными отходами, которая предполагает полный комплекс мер от сбора до переработки. Но у организации на сегодняшний день нет ничего: ни техники, ни контейнеров, ни мусоросортировочных и мусороперегрузочных площадок. И когда всё это появится — не понятно, ведь даже сбор средств наладить не могут. Да и что это за подход: мы им должны денег, чтобы в перспективе они там что-то построили? Но ведь обычно приходит инвестор, строит объект, а потом уже «возвращает» свои вложения. Сегодня региональный оператор говорит о том, что в области нет необходимой инфраструктуры для сбора мусора, но об этом надо было думать, когда заявлялись на конкурс, а не по факту. 

— С городом Новосибирском более-менее понятно, проблем особых с вывозом не видно, а что делать с мусором в селах и деревнях? 

— В поселениях вообще другая жизнь. Тут надо найти какой-то баланс между нормами вывоза и целесообразностью затрат. В поселениях намного меньше мусора. Согласно санитарным нормам, вывоз мусора при средней температуре воздуха выше +5 градусов должен осуществляться не реже одного раза в сутки, а при температуре ниже +5 — не реже раза в трое суток. Ну сколько за сутки мусора скопится в каком-нибудь селе с численностью населения 500 человек? Естественно, нерентабельно вывозить мусор с такой частотой, либо нужно охватить большую территорию, чтобы оправдать все затраты. Теперь региональному оператору надо найти этот баланс, определиться с новыми полигонами и т. п. На территории области была сформирована жизнеспособная практика оказания услуги населению из частного сектора небольших городов и райцентров, так называемые «синие контейнеры». Люди работали, охват был до 60 % населения, все были удовлетворены. Мое мнение, надо было оставить форму оказания услуги на переходный период, а не ломать все в одночасье, не построив свою. Нельзя «под одну расческу причесать» всю область в форме оказания услуги и тарифах. С одной стороны, мусора в районных поселениях меньше, а значит, и платить, по логике, надо меньше, но, с другой стороны, затраты на вывоз мусора из отдаленных сел выше. Дифференцированный подход нужен, но какой он должен быть, пока не понятно. Мое мнение, региональный оператор где-то переоценил свои возможности и теперь ему необходимо искать выходы. Как всё будет происходить, пока региональный оператор прямого ответа не дает. 

 — Так и что дальше? Как будет реформа реализовываться дальше?  

— Сейчас и депутатский корпус, и профильные министерства ведут диалог с региональным оператором, пытаются найти направления, так скажем, правильного движения. Так что пока вопросов больше, чем ответов.  

Лидия Фомина