ЗА ЧЕЙ СЧЕТ НЕОБХОДИМО ПРОВЕСТИ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ЖИЛОГО ДОМА В С. КРИВОДАНОВКА

В прокуратуре Новосибирского района по обращению жителей с.Криводановка проведена проверка о необходимости проведения капитального ремонта за счет средств местного бюджета.

Согласно доводам заявителей в многоквартирном доме №16 микрорайона с.Криводановка, построенного в 1980 году, капитальный ремонт необходимо провести за счет средств местного бюджета. По результатам проверки установлено следующее.

Действующим законодательством установлены случаи, при которых орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета обязан провести капитальный ремонт в многоквартирном доме.

В соответствии с ч.1 ст.190.1 ЖК РФ в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее — бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.

В пункте 4 Определения Конституционного Суда РФ от 12.03.2019 N 577-О указано, что законодательное определение механизма исполнения бывшими наймодателями жилых помещений в многоквартирных домах государственного и муниципального жилищных фондов обязанности по проведению капитального ремонта нуждавшихся в нем домов было обусловлено реализацией предписаний, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года N 10-П, которым федеральному законодателю было поручено установить такого рода механизм, согласованный с закрепленным Жилищным кодексом Российской Федерации порядком проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (пункт 1 резолютивной части). Исходя из этого Федеральным законом от 20 декабря 2017 года N 399-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 190.1, устанавливающей особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение такого ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, а в статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» было внесено уточнение в виде отсылки к жилищному законодательству Российской Федерации в части установления порядка проведения капитального ремонта указанных многоквартирных домов бывшим наймодателем.

При установлении соответствующего правового регулирования федеральный законодатель исходил прежде всего из того, что с момента приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме, относящемся к государственному или муниципальному жилищному фонду, происходит преобразование отношений собственности — этот дом (здание в целом) утрачивает статус объекта, находящегося исключительно в государственной или муниципальной собственности, а в отношении общего имущества такого многоквартирного дома, в том числе общих нежилых помещений, несущих конструкций дома, сетей и систем инженерно-технического обеспечения, возникает общая долевая собственность, участниками которой становятся соответствующее публично-правовое образование и гражданин, приватизировавший жилое помещение (пункт 4 статьи 244 и пункт 1 статьи 290 ГК Российской Федерации, часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, с момента приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме, относящемся к государственному или муниципальному жилищному фонду, соответствующее публично-правовое образование перестает единолично нести бремя содержания такого многоквартирного дома в целом — последующие расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме ложатся на него лишь соразмерно его доле в праве общей собственности на общее имущество в таком доме, а у гражданина, приватизировавшего жилое помещение, возникает аналогичная обязанность участвовать в расходах на содержание общего имущества пропорционально размеру общей площади принадлежащего ему жилого помещения.

Проверкой установлено, что первые муниципальные жилые помещения в доме №16 микрорайона с. Криводановка приватизированы в 1992 году. По состоянию на дату приватизации проверкой не установлено необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. В связи с чем, оснований для принятия мер прокурорского реагирования с целью обязания органа местного самоуправления за счет средств местного бюджета провести капитальный ремонт в многоквартирном доме №16 микрорайона с. Криводановка не имеется.

Также установлено, что администрация Криводановского сельсовета участвует в бремени содержания общего имущества путем внесения платы за капитальный ремонт за жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности.

В соответствии с Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014-2043 годы, утвержденной Постановлением Правительства НСО от 27.11.2013 №524-п проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, фасада запланировано на 2029-2031 годы.

Если собственники помещений в многоквартирном доме считают, что капитальный ремонт должен быть проведен раньше, то им необходимо провести общее собрание, подать заявление в соответствии с Порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 06.04.2015 N 132-п.

Помощник прокурора Новосибирского района
Очирова Надежда