Раковая опухоль мусорного «рая»

В Новосибирской области на данный момент все полигоны, кроме Гусинобродского, закрыты. Прием коммунальных бытовых отходов на них не производится. Это не мешает возникновению стихийных свалок. Они стыдливо выглядывают то тут, то там. В том числе и на территории нашего района.

Не успеют местные власти навести порядок с помощью помогающих им порой в этом деле частных структур (есть такие примеры, допустим, в Станционном сельсовете), как он как бы невзначай нарушается снова. Такова, увы, пока еще не направленная в нужное русло стихия народного сознания: у себя под носом гадить нельзя, а вот чуть подальше, у условного соседа, — можно.

Но все ли подобные свалки так уж стихийны? К той, что расположилась под самым боком Новосибирского района, на сопредельной территории (под Пашино; Калининский район) на 8-10 га земли в живописной местности с лугами, логами и березами, «стихия» уж точно не имеет никакого отношения. Нас разделяют не километры, даже не сотни — считаные десятки метров: вот-вот мусорная «река», перелившись через край, потечет дальше — какие уж тут границы — станет и нашим «достоянием». Слова тут бессильны. Это надо просто видеть.

С депутатом районного Совета депутатов, предпринима телем Александром Горским, уже не первый день занятым возникшей проблемой, мы приехали на место происшествия — по сути, место уже потихоньку начавшейся очередной локальной экологической катастрофы. Вот как комментирует ситуацию сам Александр Горский:

— Мы с вами — на полигоне, который, в принципе, не относится к Новосибирскому району, но он с ним граничит. Почему эта проблема меня остро заинтересовала и я начал, образно говоря, дудеть во все трубы? Совсем недавно, хочу напомнить, был закрыт Пашинский полигон, и я занимался его консервацией, его засыпкой. В результате это злачное место, также граничащее с Новосибирским районом, было ликвидировано. На основании федеральных законов полигон был перенесен на Гусинку — и народ сейчас сюда мусор не возит. Но в этом году образовался новый полигон — незаконный — на границе Пашино и Новосибирского района. Группа товарищей — мы сейчас выясняем их фамилии, кто они — организовала платный полигон и неофициально принимает машины с мусором с близлежащих строительных объектов 5-6-го городских микрорайонов, от частных лиц — бытовой мусор и т.д. По цене тысяча рублей за машину. Завалили все близлежащие лога… За прошедшие полгода (а примерно столько времени существует эта свалка) власть (городская) однозначно должна была узнать, что полигон открылся, и принять меры. Не верю, что об этом не знает администрация Калининского района. Потому что стоит шлагбаум, до последнего времени на нем висел телефон, по которому можно было позвонить; человек брал с тебя деньги — ты заезжал и завозил мусор. Но поднятый мной шум подействовал: телефон убрали; шлагбаум на замке; никого вокруг, как вы видели, нет. Тишина. Выжидают. Я попытался достучаться до разных департаментов — лесного, по экологии; позвонил нашему региональному оператору по мусору… Коронавирус, видимо, мешает всем им работать в полную силу. В любом случае письма будут отправлены и в район (Калининский), и в область. По кадастровой карте — это земли населенных пунктов. Места, сами видите, красивые — и теперь они в таком вот жутком состоянии. Власть города должна заняться этой проблемой. Чем ситуация опасна для Новосибирского района? Мы рядышком. Когда у соседа плохо, у нас не может быть хорошо. Есть прецедент — если он будет перед глазами, точно такие же помойки появятся и на нашей территории.

— Это как раковая опухоль.

— Да… Я работаю с нашими главами — Кухтиным (Мочищенский сельсовет), Степановым (Кубовинский), Мыльниковым (Станционный), потому что хаотичных свалок очень много — и за последние пять лет мы немало их ликвидировали на этих территориях… Всё, что мы видели, автоматически может переброситься на наши земли. Если сейчас махнуть рукой, то такие же платные полигоны появятся в нашем районе. Такого не должно быть. А реально должны быть заводы по переработке мусора, почему их до сих пор нет, мне не понятно. Я объехал много стран — в принципе, переработка мусора — прибыльное дело в развитых странах, это ведь ресурс. Но нам как бы ничего не надо… Тут должно быть отношение — как к своей матери: другой-то Родины не будет, она одна. А мы об неё вытираем ноги — совершенно бездумные, неразумные действия. Поэтому считаю, что это проблема не только Калининского, но и нашего Новосибирского района…

Ситуация, согласитесь, абсурдная: «чужой», то есть наш, депутат бьется за честь городской окраины, пусть и связанной с нашим районом тесными узами, — считай что «общие» жители, а «свои», то есть городские народные избранники, помалкивают, как будто это их не касается.

— Я надеюсь, что они просто не знают об этом — не видели, — говорит Горский. Хотя тут же добавляет, что некоторых городских депутатов ввел в курс дела в надежде, что они всё-таки этим самым делом, то есть выполнением своих прямых обязанностей, вплотную займутся. Тем более что примеры плодотворного сотрудничества в прошлом были. — Мы эту опухоль должны остановить, ликвидировать, — продолжает. — Кто-то может посчитать это красивыми словами, но другой Родины, повторюсь, у нас нет, нигде нас не ждут. Поэтому порядок надо наводить здесь и сейчас.

К этому трудно что-либо добавить.

Юрий Малютин,
фото предоставлено Александром Горским