Верная тактика

Кудряшовская школа № 25 стала призером регионального конкурса на лучшее преподавание шахмат. С таким серьезным успехом вдвойне приятно поздравить педагогов и учеников в канун Всемирного дня шахмат, который отмечается 20 июля.

Конкурс на лучшее преподавание шахмат проводится в рамках проекта «Шахматы в школах» среди общеобразоательных учреждений Новосибирской области при поддержке регионального министерства образования, областной Федерации шахмат, при содействии Федерации шахмат России и Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Оценивают участников в двух номинациях:
«Лучшая общеобразовательная организация городских округов» (Новосибирск, Бердск, Искитим, Кольцово, Обь) и «Лучшая общеобразовательная организация муниципальных районов».

В 2019-2020 учебном году конкурс стартовал 20 января. Участники, а их было 16, должны были предоставить справку о развитии шахмат в школе, свою программу, а также презентацию о реализации проекта «Шахматы в школах», рассказывающую об опыте образовательной организации, проводимой работе, преимуществах и достижениях. Заявки принимались до конца марта, затем начинала работу экспертная комиссия. Школы оценивались по нескольким критериям: материально-техническая база и её использование, организация образовательного процесса, организация урочной и спортивной деятельности по шахматам, охват обучающихся, участие в районных, городских и областных этапах соревнований «Белая ладья».

Итоги были опубликованы в июне. Кудряшовская школа № 25 стала третьей среди школ муниципальных районов области, также III место завоевала педагог дополнительного образования Галина Алексеевна Миллер.
— Этот результат нельзя назвать случайным, — говорит заместитель директора по воспитательной работе Кудряшовской школы Алексей Леонов. — Хоть мы еще, можно сказать, в начале пути, Галина Алексеевна пришла к нам в марте прошлого года, а наши ребята уже делают успехи.
Правда, в Кудряшовской школе этим популярным видом спорта увлекаются давно, с юными кудряшовцами занималась преподаватель Зухра Зимина, которая сумела привить ребятам любовь к этой древней игре. В школе периодически устраивали турниры, приуроченные к разным праздникам. Галина Миллер же вдохнула новую жизнь в развитие шахматного движения. Педагог набрала группу из учеников первых классов, а также из тех ребят, кто уже занимался. Осенью к теперь уже второклашкам присоединились новые первоклашки. Так секция начала расти.

— Сейчас в школе занимается около 70 ребят, большинство, конечно, ученики начальной школы, есть несколько ребят и постарше — 6-7-й класс, занимается у нас и ученик с ограниченными возможностями здоровья, — поясняет Галина Алексеевна. — Перспективнее всего начинать с маленькими, я вообще раньше вела занятия в детском саду, так как им всё интересно, постепенно можно понять, какие у каждого есть способности, а дальше уже заниматься более целенаправленно. У более старших и времени меньше, и уже интересы сформировались. А заставлять тут, как и в любом
спорте, нет смысла, толк в занятиях будет не только при наличии определенного потенциала, но и желания у ребенка.

Занятия в школьной секции проходят два раза в неделю в двух группах: 1-2-й класс и старше. С самыми маленькими идет, можно сказать, знакомство с особым миром шахмат в игровой форме, почти как сказку рассказывает педагог о нюансах игры. Ребята постарше уже решают задачи, учатся мыслить стратегически, просчитывать ходы на несколько шагов вперед. Занимаются ребята на основе программы «Шахматы — школе» под редакцией Игоря Георгиевича Сухина.
— Большое спасибо хочется сказать директору школы Максиму Сергеевичу Верёвкину, — делится Галина Миллер, — он поверил нам, увидел перспективы в развитии этого вида спорта. Если сначала мы с учениками ходили по разным кабинетам со всем оборудованием, которого и было-то несколько игровых досок, то сейчас у нас есть специально оборудованное помещение, оснащенное шахматными комплектами, часами, шахматной демонстрационной доской. Это много значит.

Кружковцы активно включились в конкурсную жизнь. Уже 7 ноября 2019 года провели школьный этап Всероссийского турнира по шахматам на кубок Российского движения школьников. Кстати, в нем могли участвовать не только воспитанники секции, но и все желающие школьники. Согласно регламенту, он проходил в очной форме с индивидуальным зачетом (девочки и мальчики отдельно) по швейцарской системе. Для самых маленьких Галина Миллер провела тематическую викторину.

8 февраля этого года ребята участвовали уже в районном этапе Всероссийского шахматного турнира «Белая ладья — 2020». Дети заняли командное 5-е место, а в личном зачете четвероклассник Владислав Горяинов стал третьим. Сама Галина Миллер приняла участие в соревнованиях по шахматам в IX зимней Спартакиаде муниципальных образований Новосибирского района, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, и заняла 2-е место. С 13 по 16 февраля ребята приняли участие в региональном этапе соревнований «Белая ладья». А через несколько дней команда 25-й школы сразилась в турнире D регионального этапа открытых Всероссийских соревнований «Белая ладья» по быстрым шахматам. И пусть ярких побед пока маловато, но игровой опыт очень важен.

— На начало работы кружка в школе было всего четыре ребенка с присвоенным рейтингом (особый метод расчета относительной силы игроков. — Прим. ред.), и один — с 3-м юношеским разрядом, — отмечает Алексей Леонов. — На данный момент уже у 20 ребят есть рейтинг. А трое — Софья Герасименко (10 лет), Владислав Горяинов (11 лет) и Кирилл Тагиров (10 лет) имеют 3-й юношеский разряд. Еще одна очень талантливая девочка — Дарья Ложникова (10 лет), ей, кстати, на турнире в Краснообске пришлось играть со взрослыми, и, надо заметить, играла она вполне достойно, и пусть это было не в зачет, но какой опыт!

Такой удачный старт захотелось продемонстрировать коллегам. Школа решила поучаствовать в региональном конкурсе на преподавание шахмат, и сразу успех. Призовое место принесло не только признание опыта, но и ценные призы — компьютер с программным обеспечением для оборудования шахматных классов, а также денежную премию для преподавателя.
Шахматы развивают у школьников интеллект, логику, творческое мышление, ряд других качеств, повышающих усвоение учебных дисциплин, формирующих культуру поведения. Польза очевидна. Теперь же у ребят из Кудряшовской школы станет еще больше возможностей для занятий.

Татьяна Кузина, фото предоставлено школой