Острый земельный вопрос

Расположение Новосибирского района — вокруг крупного города с большим количеством предприятий, учебных заведений, больниц, мест развлечений — делает его очень привлекательным как для желающих развернуть тут бизнес, так и для тех, кто просто хочет построить дом или дачу. Всем им, прежде всего, нужна земля. О том, как ведется сейчас земельная политика, рассказал глава района Андрей Михайлов.

— Андрей Геннадьевич, земля — один из самых ценных ресурсов Новосибирского района. Вы начали говорить о ней уже тогда, когда выдвинули свою кандидатуру на пост главы района…

— Когда я заступал на пост главы и представлял свою программу развития территории районному Совету, один из акцентов я сделал именно на земельные ресурсы. Уже тогда я понимал, что вопросы земли — это не только резонансные вопросы, но и тема множества скандалов, которые сотрясают Новосибирский район на протяжении многих лет. Уже в этом году уголовные дела по земельным вопросам открыты в Барышевском и Толмачёвском сельсоветах. Эта тема влияет как на политику, так и на экономику.

— Вступив в должность главы, с чего вы начали решение этих наболевших вопросов?

— Передо мной стояла задача обеспечить максимальную прозрачность в их решении. Первое, что сделано с моей стороны, — создана земельная комиссия, куда вошли депутаты районного Совета, Законодательного Собрания и представители администрации. Как она работает? Специалисты готовят для членов комиссии справки со всеми правовыми вопросами, описывают риски и возможности при продаже или предоставлении того или иного земельного участка. Потом идет коллективное обсуждение, высказываются рекомендации. Решения комиссии носят рекомендательный характер. Все результаты — сколько было рассмотрено участков — публикуются в открытом доступе.

В таком режиме мы провели несколько заседаний, пока не началась пандемия, из-за которой работа в этом формате немного притормозилась. Но в целом мы поняли, что этот формат правильный и именно он позволяет максимально снять вопросы по теме выделения земли. Сегодня ни один земельный участок не уйдет без разрешения соответствующей комиссии. Такая практика будет продолжена. К слову, такая земельная комиссия работает и на областном уровне.

— Районная земельная комиссия решает вопросы по той земле, что в собственности района. Но ведь в муниципалитетах тоже есть свои участки?

— Да, так и есть, местные советы у нас тоже имеют в собственности земельные участки, и я со своей стороны рекомендовал главам создать такие же комиссии в сельсоветах. Когда это случится, цепочка распоряжения землей у нас станет максимально прозрачной на всех уровнях. Пока у нас первый уровень отстает, но, на мой взгляд, если такая комиссия не будет создана вообще, это повод задать определенные вопросы главе муниципального образования.

— Вы говорили и об инвентаризации земель района…

— С началом работы земельной комиссии стартовала и инвентаризация земель. Когда в январе-феврале я объезжал территорию района, столкнулся с тем, что нет свободных участков для социальных объектов. Главы муниципалитетов говорили о том, что нет земли, чтобы построить скважины, культурные, спортивные объекты. К сегодняшнему дню мы внимательно просмотрели каждую территорию и выявили большое количество участков, которые будем запускать в оборот для размещения на них промышленных предприятий, применяя кластерный подход, и социальных учреждений. Все их мы зарезервировали. Есть земли сельхозназначения в Ярковском, Боровском, Берёзовском сельсоветах — это место для развития сельского хозяйства. Для рекреаций у нас тоже есть территории в Боровском и Кубовинском сельсоветах. Сейчас мы планируем создать информационную базу района, где все свободные участки, которые есть в собственности района, будут обозначены с полной информацией о них. Нам скрывать нечего. Наоборот, мы заинтересованы в привлечении инвесторов. Есть очень интересные участки: газ, дороги, вода, электричество не очень далеко. Инвесторы смогут видеть возможности развития и, я надеюсь, будут активнее заходить на территорию. Такая открытая база — это тоже один из признаков прозрачности в решениях вопросов земли.

— Давайте поговорим о таком остром вопросе, как выделение земли льготным категориям граждан. Ни один глава Новосибирского района за последние годы не избежал критики в связи с этим.

— Какая в целом у нас история по льготникам? На учете сегодня стоят 7252 льготника, которые имеют право на бесплатный земельный участок под ИЖС, дачу, личное подсобное хозяйство и огороды. По законодательству любой гражданин страны может подать заявление на землю в любом субъекте Федерации, вот у нас и собралась такая серьезная очередь — получить землю под Новосибирском хотят не только жители нашего района. С 2012 по 2019 год было выделено 1695 участков, из них для ИЖС — 1364, это самая большая составляющая. Почему процесс сейчас затормозился? Вроде бы и территория есть, и двигаться надо, но всё упирается в инженерную инфраструктуру, то есть земельные участки предоставлены, но на основной части нет коммуникаций: в Марусино, Ярково, Садовом… Только на то, чтобы обеспечить инфраструктуру для уже выделенных участков, в год нужно порядка 2 миллиардов рублей. Это колоссальные деньги, для бюджета района они просто неподъемные — у нас весь общий бюджет около 3,5 миллиарда, а бюджет развития, который позволяет реализовывать мероприятия образованию, культуре, спорту, по строительству дорог и системе ЖКХ, — 170 миллионов. Их мы пускаем на решение проблемных вопросов на уже заселенных территориях района.

С садовыми участками, казалось бы, проще, но и тут есть вторая сторона медали… Сегодня у нас в районе 615 СНТ и ДНТ. Жители получили возможность регистрироваться на их территории. Как только человек прописался, возникает следующее: в семьях дети, значит, зимой надо ездить в школу, пускать школьный автобус, чистить дороги и вообще обеспечивать их качество в соответствии со всеми стандартами безопасности. СНТ и ДНТ не имеют такой возможности, люди звонят зимой в МЧС, мы вынуждены привлекать туда силы и средства и чистить за счет района. В 255 СНТ и ДНТ у нас уже зарегистрировано около 6 тысяч человек, это уже жители Новосибирского района. Чтобы решить вопросы по дорогам, необходимо около миллиарда.

Что касается выделения новых участков — у нас есть земля, чтобы это сделать, но опять всё упирается в то, что надо создавать сети и строить дороги. Мы пока не имеем возможности предоставлять участки, потому что они не обеспечены коммуникациями.

— Получается, это тупик?

— Нет, проблему надо решать, и решать мы её будем. Выход тут у нас один — разработка соответствующих программ, которые могли бы стать частью, например, комплексной программы развития сельских территорий. Мы будем писать обращения в область и федеральные структуры, администрация района будет инициатором этого. Я в ближайшие дни запланировал создать рабочую группу, которая соберет все цифры, все суммы и будет формировать обращения в органы исполнительной и законодательной власти областного и федерального уровней. Нужно инициировать создание особой федеральной программы, за счет которой будут решаться эти вопросы. Уверен, в стране есть еще территории с проблемами, подобными нашей. Когда такая программа будет создана, заходить в неё, и тогда вопросы будут решаться, и люди начнут получать землю. Но в любом случае уже в этом году, как бы ни складывалась ситуация, мы будем использовать тот ресурс, который есть, и какое-то количество участков постараемся выделить, чтобы работа шла, шло движение.

— Давайте вернемся к инвестициям. Участки найдены, а есть ли уже желающие вложить в них деньги?

— Инвестиции стартуют с вложений в социальные объекты — это наша первоочередная задача. Наши села и деревни в нескольких километрах от города, а ребятишкам заниматься негде, будем решать этот вопрос в рамках государственно-частного партнерства. Мы зарезервировали земельные участки и ищем на них инвесторов. Первый проект, который уже начали реализовывать, — строительство спортивного объекта в д.п. Кудряшовский. Частная компания возведет его за счет собственных средств, а район потом за два-три года его выкупит. Модульные спортивные залы для сел — это отличная вещь, стоимость их около 30 миллионов. Следующий проект — модульный досуговый объект. В с. Ярково, в д.п. Мочище у нас нет клубов, и сейчас первый такой проект досугового центра на 300 мест для Ярково разрабатывается, участок там найден. Для реализации проектов мы находим формы сотрудничества с частным бизнесом и параллельно выходим на федеральные и областные программы.

— А с несоциальными инвестициями какие перспективы?

— Здесь тоже уже есть наработки, например, в Раздольном есть участок под промышленный кластер, ищем тех, кто им мог бы заинтересоваться. У Новосибирского района — большие перспективы, и планы у нас амбициозные, но реализовывать их мы будем пошагово, от результата к результату, от этапа к этапу.

Беседовала Ирина Полевая,

фото из архива редакции