Задержавшийся праздник, или Цена непонимания

Эта история закончилась так, как и должна была закончиться, — разрешением проблемы, к сожалению, вышедшей за рамки чисто технического решения вопроса.

Конфликт интересов

Вот две исходные точки. 3 июля по соображениям безопасности газораспределительная организация ПК «Толмачёвский», обслуживающая коттеджный поселок Пригородный Простор, находящийся на территории Толмачёвского сельсовета, отключила газ владельцу таун-хауса на ул. Калашникова А.Н. Милованову. 31 июля подача газа в дом потребителя была возобновлена. По поручению главы района Андрея Михайлова ведущий эксперт Управления ЖКХ, транспорта и дорожного строительства Валерий Зибров на месте провел, по его словам, мини-расследование инцидента, сначала с участием главного инженера газораспределительной организации Андрея Рыбалко, а потом и владельца дома. Слово «инцидент» прозвучало здесь совсем не случайно. Атмосфера во время общения с потребителем в офисе газораспределительной организации была в какие-то моменты достаточно нервной, напряженной, если не сказать, взрывоопасной. Конфликт интересов, возникший между сторонами — сотрудниками организации и потребителем, взаимное недоверие, накопившееся по ходу событий в этой истории, были видны невооруженным глазом. Не обошлось и без достаточно серьезных обвинений: люди как бы перестали понимать, слышать друг друга. Кажется, лишь грамотная политика ведения разговора, выстроенная представителем района, его беспристрастность, простота доводов позволили добиться искомого — снизить накал полемики и в конце концов добиться согласия владельца на осмотр газового котла с целью установления его марки (так как раньше он был заменен другой специализированной организацией). Такое возникло ощущение, что все уже устали от этой истории — просто нужна была некая «примиряющая сила» в лице руководства Новосибирского района (были достигнуты определенные договоренности по немедленному подключению к газу потребителя, если технически это окажется возможным), чтобы события вошли в нужное русло. Котел, к счастью, оказался «совместимым» с системой, вопрос о безопасности подключения больше не стоял, «отмашка» была дана, и после составления и подписания соответствующего акта голубое топливо пошло в дом владельца.

Что помогло делу

Сам Александр Николаевич Милованов назвал это событие праздником, пусть и наступившим, когда, по его словам, «истрепали все нервы». Но ведь нервы, надо полагать, «истрепала» и другая сторона? В таких ситуациях не бывает безошибочных односторонних позиций. Так почему же он, этот праздник, задержался, не пришел в дом Милованова раньше? Во-первых, сначала, чуть ли не на следующий день после отключения, Александр Николаевич обратился в Толмачёвскую администрацию, но обратился, видимо, «не по адресу», так как ничем помочь ему — в силу разных обстоятельств — не смогли. Во-вторых, потом последовали обращения в некоторые СМИ, в том числе и одно федеральное («Известия»), в ряд других инстанций, что вызвало известный общественный резонанс, мало, кстати, когда помогающий делу, если речь идет о решении сугубо технических вопросов. Сразу же возрастает роль человеческого фактора, акценты перемещаются с технологической стороны на сторону социальную и т.д. Неслучайно в этой поездке наряду с ведущим экспертом Управления ЖКХ района принимала участие и начальник районного отдела социального обслуживания отдельных категорий граждан Валентина Корогод. В первый раз, кстати, в таун-хаусе на ул. Калашникова она с проверкой получивших освещение в прессе фактов побывала за два дня до этого — 29 июля. Дело в том, что в доме Александра Николаевича, кроме его гражданской жены и еще одного несовершеннолетнего члена семьи, учащегося Толмачёвской школы № 61, проживает в данное время его мама, Мария Фёдоровна, ветеран Великой Отечественной войны, имеющая городскую прописку. Вот в эту сторону и оказались смещенными акценты — как же так: семья ветерана войны, сама ветеран оказались отрезанными от газа в коттеджном поселке! Технические же несостыковки или проблемы в процессе отключения-подключения газа ушли как бы на второй план, представители СМИ, по словам главного инженера, их видели, но предпочли не заострять на этом внимания. Надо сказать, что имя ветерана войны в разговоре по решению газовой проблемы потребителя, в общем-то, никак не фигурировало. Миссия начальника районного отдела по социальному обслуживанию отдельных категорий граждан на этот раз преимущественно заключалась в том (раз факт проживания в доме Марии Фёдоровны подтвердился), что меры социальной поддержки через соцзащиту Новосибирского района Мария Фёдоровна может получать лишь в том случае, если будет временно зарегистрирована как проживающая в Пригородном Просторе — в Новосибирском районе. Семье ничего не мешает оформить такую регистрацию, если есть в том необходимость. Тут велась отдельная работа, и прямого отношения к теме сегодняшней публикации она не имеет.

А вот к главе Новосибирского района Александр Николаевич обратился только в начале второй половины июля. Глава дал соответствующее поручение. Естественно, потребовалось время, чтобы проработать вопрос со всех сторон, — как впоследствии выяснилось, в письменном обращении Милованова к Андрею Михайлову содержался ряд неточностей. Тут, кажется, самое время дать слово Валерию Зиброву. Вот его комментарий.

 Соглашение как согласие

— По полученным документам трудно было определить, кто прав — газораспределительная организация в лице ПК «Толмачёвский» или прав потребитель. По результатам уже проведенного обследования или разбора ситуации на месте можно сделать вывод, что неправота со стороны потребителя была создана им самим. В том плане что, когда мы обследовали котел — тот, который у него сейчас установлен, — выяснилось, что марка котла соответствовала заявленной, но серия этого котла и номер были другие. Можно предположить, что потребитель Александр Николаевич Милованов заменил первоначально установленный котел и не сообщил об этой замене газораспределительной организации. Тем самым у газораспределительной организации появились недостоверные сведения как о котле, так и о той замене, которую провела другая компания, с ней Александр Николаевич заключил договор на техническое обслуживание внутридомового оборудования. В документах на техническое обслуживание, которое провело ООО «Энергогазинжиниринг», были указаны правильные номер, тип и марка котла. А вот в документах, которые были у ПК «Толмачёвский», тип котла был указан тот же, но серия и номер — другие. Замена котла — это право потребителя, но он должен был, повторяю, уведомить организацию, которая до этого осуществляла техническое обслуживание и эксплуатацию внутридомового газового оборудования. Из-за этого всё и началось. Недостоверная информация привела к тому, что газораспределительная организация, соблюдая требования безопасности при работе с газовым оборудованием, вынуждена была прекратить подачу газа путем отключения потребителя от его поставки. Этот вопрос можно было бы решить совместно организации, которая сейчас совершает техническое обслуживание, — «Энергогазинжиниринг», потребителю и ПК «Толмачёвский» путем контакта друг с другом. Здесь есть еще одно маленькое несоответствие. Заключив договор с потребителем на техническое обслуживание внутридомового оборудования, новая организация должна была заключить и соглашение на аварийно-техническое обеспечение с газораспределительной организацией — ПК «Толмачёвский», поскольку сама такими полномочиями, в отличие от ресурсоснабжающей организации, не обладает…

На момент повторного подключения потребителя к газу такое соглашение еще не было заключено. Но это, думается, дело времени, весьма короткого, поскольку альтернативы подобному соглашению нет. Контакт обязательно будет, стороны сойдутся и, надеемся, пожмут друг другу руки… Вот, собственно, и всё. Сами решите, стоил ли чисто технический вопрос, пусть и осложненный человеческими взаимоотношениями, далеко не всегда идеальными, поднятой шумихи… Когда в душе человека действительно наступает праздник, он преображается — перемену в Александре Николаевиче нельзя было не заметить, он стал улыбаться, и все еще существующие вопросы стали решаться сами собой. И это, может, было главным моментом в этой встрече.

Юрий Малютин

Фото с сайта pixabay.com