Творческая навигация

Программа «Навигатор дополнительного образования НСО» (национальный проект «Образование») начала свое действие еще в докоронавирусную эпоху — в декабре прошлого года.

Это новые возможности для детей и их родителей выбрать те образовательные организации дополнительного образования, независимо от их географического расположения, тот профиль, тех педагогов, которые наиболее полно смогли бы раскрыть потенциал ребенка, создать у него сильнейшую мотивацию для занятия творчеством. В условиях пандемии актуальность этого проекта высветилась еще в большей степени, стала, прямо скажем, безальтернативной. Потому что возникли серьезные опасения, связанные с природой самого дополнительного образования. Казалось, что изобразительное искусство, музыка, пение, а уж тем более искусство танцевальное могут в процессе обучения существовать лишь в тесном контакте педагога и ученика, идет ли речь о фортепианном классе, хоровом или хореографическом. По сути, так оно есть. Никакое «домашнее музицирование» такого контакта не заменит. Но… могут ли наши дети в то же время оставаться без эстетического воспитания, не обедним ли мы их жизнь, лишив самореализации в сфере культуры и искусства? Не потеряют ли квалификацию педагоги, практически перестав заниматься любимым делом?

Проблема ведь в том, что если общее образование в любом случае выжило бы и выживает даже на условиях стопроцентного дистанционного управления, то специфика дополнительного требовала внедрения совершенно новых «бесконтактных» форм и методов работы. Нужно было проявить гибкость, умение приспосабливаться к работе в любых условиях, а также изобретательность и фантазию. И они были проявлены, поскольку ответ на главный вопрос был дан еще зимой: «дистанционному искусству» — быть! Более того, им должно быть охвачено не меньшее количество детей, чем раньше. В каждом районе нашего региона были определены центры или опорные муниципальные пункты дополнительного образования для координации объединения усилий педагогов всех школ искусств и спортивных школ района. Таким центром в Новосибирском районе был «назначен» районный дом детского творчества «Мастер», и возглавила его, естественно, директор Юлия Колдина. «Назначение», кстати, не вызвало ни у кого возражения — в районе просто нет другого учреждения дополнительного образования, которое могло бы похвастаться такой широтой охвата детской аудитории, разнообразием направлений в работе и количеством отработанных методик. Пандемия не могла этого отменить — просто как бы «перевела» в другое пространство.

— Поставлена серьезная задача, — говорит Юлия Павловна. — Охватить различными формами дополнительного образования в районе 80% детей от 5 до 18 лет, то есть из 20 734 детей — 17 тысяч. Причем вне зависимости от того, где проживает ребенок, в Краснообске, Барышево или в отдаленном селе или деревне. Ведем большую кустовую работу, на данный момент в ней принимают участие шесть учреждений дополнительного образования района. Уже провели четыре обучающих семинара. Не всем педагогам легко дается переход на дистанционные методы работы — мы им должны помочь в этом и психологически, и методически…

При снятии известных ограничений возрастет роль малых творческих площадок, где будут задействованы дети, это уже новый, «смешанный» тип работы. Даже сейчас, несмотря на летние каникулы, 6 тысяч детей уже определились со своим выбором, попутешествовав вместе со своими родителями по «морю искусства» и причалив к тому или иному берегу. Вал заявок по мере приближения к началу учебного года, надо полагать, будет только нарастать. Многие родители боятся оставить своего ребенка без дополнительного образования не в меньшей степени, чем без общего, и это может явиться одной из главных составляющих успеха проекта творческой навигации. Итоги подводить пока рано. Но то, что проект реален и работает, видно уже сейчас.

 Юрий Малютин,

фото с сайта ДДТ «Мастер»