«Обязательно читайте детям книжки»

Свой профессиональный праздник логопед детского сада «Лучик» пос. Садовый Екатерина Швенк встречает в приподнятом настроении. Она стала победителем областного конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог Новосибирской области — 2020».

Слово «дефектолог» Екатерина не любит, нарушения называет не дефектами, а особенностями. А себя — логопедом. Так привычнее. 13 лет она работает с детьми с нарушением речи. Если вовремя начать работу с ребенком, то и речевые дефекты легко можно исправить, считает педагог.

Мы встретились с Екатериной Валерьевной во дворе детского сада. У старшей группы прогулка. «Подменяю воспитателя. Поэтому, извините, оторваться не могу. За ними глаз да глаз нужен!» — поясняет наша героиня. Запыхавшийся от игры мальчуган подбегает к педагогу и с обидой в голосе говорит: «Ваня (имя мальчика изменено) со мной не дружит!». «Вот, видите, как у нас: то дружим, то не дружим», — Екатерина Валерьевна ласково гладит малыша по голове. «Ребята, идите сюда! Ваня!» — раздается её звонкий чистый голос. Ваня не реагирует, играет себе на веранде, словно не слышит.

«Дефектолог — это коррекционный педагог, работающий с детьми не только с нарушением речи, но и с нарушением слуха, зрения и с любыми другими отклонениями в развитии. К сожалению, таких детей становится всё больше, а наша задача — им помочь», — объясняет свою миссию Екатерина Швенк.

Ваня, к счастью, не страдает никакими недугами, но, как большинство современных детей, требует индивидуального подхода. «Раньше как было: поиграли — собираем игрушки, садимся на стульчики. Стоило раз сказать, и дети слушались, выполняли, — говорит воспитатель. — Теперь приходится к каждому обращаться персонально, звать по имени. И только тогда они делают».

Меняется время. Меняются дети. Им рано попадают в руки гаджеты. Вместо колыбельных песен они играют в компьютерные игры. Чтение сказок на ночь заменяется мультфильмами. Родители восхищаются, как их чадо ловко справляется с кнопками и клавишами умных устройств. При этом забывают, что для гармоничного развития детским пальчикам необходимы рисование и лепка. Работа руками развивает мелкую моторику, положительно влияет на развитие речи, формирует глазомер, пространственное и логическое мышление.

Всё идет из семьи. Если мама сидит в телефоне, то и дети сидят в телефонах, между тем теряется эмоциональный контакт, объясняет педагог. В дальнейшем у таких детей могут возникать проблемы социализации и общения. А чтобы это предупредить, необходимо чаще проводить свободное время с детьми за любимыми играми, книгами и развлечениями.

В детском саду «Лучик» стараются предотвратить возможные расстройства детской психики. Упор делается на естественное гармоничное развитие ребенка. Подвижные игры, музыкальные занятия, логоритмика, эксперементирование и творчество — лучшие помощники в воспитании детей. В дошкольном учреждении работают талантливые педагоги, любящие свое дело. Победу в областном конкурсе Екатерина Валерьевна Швенк считает не только своей личной заслугой, это вклад всего коллектива. «Без моих девчонок я бы не победила, они меня вдохновляли и поддерживали во всем», — говорит она о коллегах.

Первый раз в конкурсе профессионального мастерства Екатерина участвовала 10 лет назад, в 2010 году. «Заняла седьмое место, расстроилась страшно, чуть ли не плакала. Но потом подумала, переосмыслила результаты и поняла: надо учиться, набираться опыта. Стала присматриваться к своим коллегам-логопедам, искать новые и эффективные методики в работе с детьми, анализировать и внедрять. В этом году шла на конкурс уверенно. Надеялась на призовое место. А тут первое! Когда мне позвонили и сообщили о победе, то у меня ноги задрожали от волнения и сердце заколотилось от радости», — признается победительница.

В конкурсе приняли участие 16 педагогических работников образовательных организаций, включая город Новосибирск (10 человек), Бердск (2 человека), по одному представителю Куйбышевского, Кыштовского, Новосибирского, Сузунского районов. Победитель, помимо диплома министерства образования Новосибирской области, получит денежный приз, а также право представлять нашу область на Всероссийском конкурсе «Учитель-дефектолог года — 2020».

Заведующий детским садом «Лучик» Татьяна Высотина не скрывает радости: «Екатерина Валерьевна — наша гордость. Отзывчивая, коммуникабельная. Её любят дети, родители. Специально ведут детей в наш сад. У вас, говорят, хороший логопед, возьмите нашего ребенка».

— «Логопедических» детей сейчас очень много. У меня у самой один из сыновей не выговаривал звук «р», — признается Екатерина, — но это легко исправляется. Языковые нарушения проще скорректировать в раннем возрасте. Но есть случаи, когда в четыре года дети не говорят и даже в пять. Спрашиваю родителей: «Почему поздно пришли? Если ребенок после трех не заговорил, надо бить в колокола!» Родители пожимают плечами: «Нам никто не говорил. Не обращали внимания».

И даже в тяжелых, осложненных случаях Екатерина Валерьевна исправляла речевые нарушения у детей. К школе все её воспитанники уходили с развитой речью, конечно, если у ребенка нет нарушений со слухом и интеллектом.

У педагога своя методика работы с детьми. Это упор на пальчиковую гимнастику и специальные артикуляционные упражнения, которые малыши с удовольствием выполняют. «А ну-ка, ребятки! Давайте покажем нашу гимнастику. Улыбочка! Трубочка! — командует логопед. — Окошечко, заборчик!» Дети корчат смешные гримасы, растягивая губы: тренируются голосовые связки, развивается речевой аппарат.

Екатерина Швенк советует всем родителям: «Обязательно читайте детям книжки, причем бумажные, где есть картинки, чтобы странички можно было переворачивать, бумагу потрогать. Пойте песни, учите короткие стишки, произносите чистоговорки, повторялки, скороговорки. Полезно вырезать из бумаги фигуры, делать отрывные аппликации, лепить из пластилина, рисовать карандашом».

Елена Азарова, фото автора