Техническая готовность — ещё не всё

Не за горами начало очередного отопительного сезона в нашем районе. Точнее сказать, когда выйдет в печать этот номер газеты, старт сезону будет уже дан. О том, как готов к нему жилищно-коммунальный комплекс района, какие достижения и какие проблемы есть в этом плане, рассказал ведущий эксперт управления ЖКХ, дорожного хозяйства и транспорта администрации Новосибирского района Валерий Зибров.

— На территории Новосибирского района 77 источников теплоснабжения, которые обеспечивают теплом дома и объекты социальной сферы. На сегодняшний день, если говорить о техническом состоянии, все объекты готовы к эксплуатации. Ожидается, что с 21 сентября будет подписано постановление или распоряжение главы района о начале отопительного сезона. Однако администрация осуществляет полномочия по обеспечению теплоснабжением только в пяти сельсоветах — Барышевском, Берёзовском, Кудряшовском, Мичуринском и Морском. На остальных территориях эти полномочия по соглашению приняли на себя органы местного самоуправления. Так, например, к нам поступила информация, что уже вышло постановление о начале с 15 сентября отопительного сезона в Верх-Тулинском сельсовете. Поселения вправе принимать такие решения самостоятельно.

Нужен второй транш

Если говорить о запасах угля, то на сегодняшний день нормативные запасы (45 суток плюс 7 суток на доставку топлива) обеспечены на 75%. Что касается природного газа (30% от всех потребителей), то здесь у нас есть проблемы из-за задолженности за газ, поставленный в предыдущем отопительном сезоне, в Верх-Тулинском, Толмачёвском (село Красноглинное), Станционном (п. Садовый) сельсоветах. Может, эта проблема так остро бы не стояла, если бы мы получили полностью субсидию из областного бюджета на подготовку к отопительному сезону (из 88 млн рублей получено пока только 40 млн). Законом о бюджете эта субсидия (в размере 48 млн) предусмотрена, заявку на получение мы подали. Но есть определенные требования, исполнения которых министерство ЖКХ области как главный распорядитель бюджетных средств ждет от Новосибирского района. В соглашении прошлого года было прописано: в случае неполучения паспортов готовности (предприятиями ЖКХ) администрация Новосибирского района должна будет уплатить штраф в размере 500 тыс. рублей. Конечно, возвращать в момент подготовки к отопительному сезону в областную казну денежные средства, несмотря на условия соглашения, с одной стороны, нецелесообразно. Считаю, что в первую очередь надо было бы решить вопрос с подготовкой и запуском котельных, а дальше уже решать все организационные проблемы…

— Но, с другой стороны, цена вопроса — получение второго транша областной субсидии?

— Тут еще есть некоторые моменты, связанные с запуском тепла на объекты социальной сферы. Погода вроде бы стоит сейчас теплая — больше 20 градусов днем. Но вот в детских садах ночью температура резко падает; для детей, особенно в утренние часы, довольно прохладно — желательно иметь отопление. Но ситуация такая, что в ряде населенных пунктов мы не можем отапливать объекты социальной сферы отдельно от населения. С одной стороны, необходимо запускать тепло, а с другой, в теплую погоду тратить ресурсы — экономически нецелесообразно. Подобные моменты требуют более тщательной проработки законодательной базы. Мы же пока обращаемся к тем теплоснабжающим организациям, которые имеют возможность раньше начать отопительный сезон — по заявкам потребителей. Но в связи с тем, что все теплоснабжающие организации находятся под контролем — районной, сельских администраций, областного департамента по тарифам, прокуратуры, Ростехнадзора, министерства ЖКХ, — не всегда это получается. Контролирующих органов много — и всем им нужны соответствующие документы (от предприятий ЖКХ) в начале отопительного сезона, что также не всегда представляется возможным.

Недополученные доходы

В понедельник началась активная фаза запуска тепла. Те моменты, которые требуют организационных усилий — погашения задолженности за уголь, за газ, за электроэнергию, — администрация района старается решить путем направления гарантийных писем в различные организации о том, что все долги буду погашены. Сложность еще в том, что сборы с населения за оказанные коммунальные услуги находятся на уровне 80-90%. Если 90%, то мы считаем, что это уже хорошо…

— Выпадающие доходы?

— Это уже не выпадающие доходы, а — есть такое понятие — недополученные доходы. Связаны они с проблемами регулирования. У нас есть регулятор — областной департамент по тарифам, он устанавливает тариф на тепловую энергию. Есть краткосрочные тарифы, среднесрочные, долгосрочные. Но порой возникает разница между ценами, которые «заложены» в тарифе, и теми ценами, которые — в реальности. Не учтены резкие скачки в ценах. Цена угля, например, подскочила на 30%. Сейчас она составляет более 3 тыс. рублей за тонну, а в прошлом году была 2,6 тыс. рублей. Департамент по тарифам принимает отчеты от предприятий, где это зафиксировано, и считает недополученными доходами. Мы их пытаемся вернуть через субсидию, но на сегодняшний день работает только одна программа, по которой это можно сделать, точнее, подпрограмма «Безопасность ЖКХ». Вернуть непосредственно предприятиям недополученные доходы мы не можем — только через органы местного самоуправления, которые обладают соответствующими полномочиями. Министерство ЖКХ планирует в следующем году убрать субсидии поселениям — и тогда возникнет проблема возмещения доходов.

Законы прогрессу не помеха?

Есть еще один момент. У нас в районе много новых источников теплоснабжения — модульных котельных. В Барышевском и Берёзовском сельсоветах из шести котельных пять работают без постоянного присутствия персонала. На этих котельных не создается запасов угля. Он доставляется туда по мере необходимости — в мешках, так называемых биг-багах. А прокуратура требует, чтобы на котельных был запас угля. А в каком виде? Чтобы стояла гора мешков? Но это невозможно. Есть специализированные машины, которые доставляют уголь, есть кран-балки, которые эти мешки подают наверх и загружают уголь в бункеры. То есть существует определенная технология, технологический цикл — и он расходится с требованиями Ростехнадзора и требованиями прокуратуры.

— Иными словами, законодательство не успевает за техническим прогрессом?

— Можно и так сказать. В некоторых документах, особенно в документах по содержанию жилищного фонда, есть такой госстроевский документ (из чуть ли не советских времен), где значится, что на начало отопительного сезона на котельных должен быть 70-процентный запас угля от общего запаса на весь сезон. А где его хранить, на каких площадках, если, допустим, для того же Барышева нужны 10 тыс. тонн? Это нереально. Абсурд какой-то. Выполнить требования закона в данной ситуации просто невозможно. Как и соблюдение правил пожарной безопасности путем установки гидрантов там, где нет централизованного водоснабжения, нет скважин. А значит, требуется, о чем я уже говорил, доработка законодательной базы — особенно, когда это касается «создания запасов угля» на не предназначенных для этих целей модулях…

Рубим сук, на котором сидим

Однако не всё исключительно зависит от каких-то пробелов в законодательстве или от административных усилий и усилий предприятий ЖКХ. Многое зависит и от самих потребителей коммунальных услуг. Суммарный долг предприятиям ЖКХ «неплатежеспособного» населения перевалил уже за 220 млн рублей. А ведь это тоже недополученные доходы. По-прежнему остается проблемой забор потребителями воды из системы отопления — особенно в тех случаях, когда отключают электричество. Да, есть резервные емкости, есть в районе 49 дизельных котельных, способных поддерживать режим теплоснабжения при отсутствии сетевой электроэнергии. Но при недостатке воды в системе приходится процесс теплоснабжения останавливать. Выходит, мы, решив свои сиюминутные проблемы, рубим сук, на котором сидим? Не устаем вместе с Валерием Зибровым повторять это практически в каждом большом материале по ЖКХ при подготовке к отопительном сезону и по ходу его. Надеемся, что проблем с этим в сезоне 2020-2021 годов будет меньше.

Юрий Малютин, фото с сайта pixabay.com