Точки двойного роста

На минувшей неделе районная делегация побывала на двух промышленных предприятиях — резидентах промышленно-логистического парка в Толмачёвском сельсовете. Речь идет о Восточной снековой компании и заводе крупного панельного домостроения «Арматон».

При ознакомительной поездке в Восточную снековую компанию делегацией руководил глава района Андрей Михайлов, вместе с ним предприятие посетили первый заместитель главы района Татьяна Сергеева и начальник Управления экономического развития, промышленности и торговли Наталья Марусина.

Почему наши не хотят работать.

При всем различии производственной деятельности этих предприятий — пищевая и «железобетонная» промышленность — есть у них и явные черты сходства. Во-первых, обе компании являются «точками роста», то есть нацелены на дальнейшее развитие, наращивание производства, причем в ближайшей перспективе и в объемах, близких к 100% и даже выше. Многие ли из резидентов ПЛП — да еще и в «процессе» непрекращающейся пандемии — могут этим похвастаться? Во-вторых, организация производства на предприятиях, техническая оснащенность современным оборудованием, востребованность, по крайней мере, на региональном и межрегиональном рынке. Похожи они и в ситуации с кадрами. В целом проблем тут нет благодаря достаточно высокому уровню зарплат. В ВСК на данный момент — 120 работающих, в «Арматоне» — более 200. Только вот наши жители представлены и там, и там довольно слабо — на уровне нескольких процентов, в основном работают горожане. Оба руководителя — Алексей Кармышев (ВСК) и Антон Абакумов («Арматон») удивительно схожи в констатации факта: работать местные не хотят даже при наличии зарплаты в 30 тыс. рублей и выше для самых низкооплачиваемых категорий — грузчиков, разнорабочих и т.д. Видимо, мешает занятость на личных подворьях, ищут такие производства, где бы можно найти «окошки» или свободные дни для ведения параллельно домашнего хозяйства. А тут — процесс непрерывный, не отвлечешься. Самое же главное — это отсутствие мотивации: заработок в 20 тыс. рублей (в лучшем случае) плюс личное подсобное хозяйство — у многих сельчан едва ли не предел мечтаний, «больше не надо». Позиция, может, и достойная, но вряд ли она способствует формированию «корпоративных ценностей» у работающих. Так, по крайней мере, смотрят на сложившуюся ситуацию руководители. А в том, что эти ценности на самом деле важны, мы убедились, беседуя с некоторыми сотрудниками ВСК. «Мы проводим здесь больше времени, чем дома, и любим свое дело, ценим нашего руководителя, всё, что вы тут видите, это в основном его заслуга», — вот самый общий посыл. Как исправить ситуацию с местными кадрами, честно говоря, не совсем понятно (да и нужно ли, если люди удовлетворены тем, что имеют?).

«Настоящая продукция — только у нас»

Пора, кстати, развеять одно заблуждение, которое могло появиться у некоторых читателей. Дело в том, что Восточная снековая компания снеки вовсе не производит, а, представляя интересы известной южнокорейской компании Binggrae и выступая исключительно под этим брендом, изготавливает крабовые чипсы в ассортименте. «Настоящие крабовые чипсы по корейской технологии от Дальнего Востока до Урала только у нас, всё остальное под этим брендом — подделки, правда, сейчас их практически не стало. На региональный рынок приходится примерно 10% выпускаемой нами продукции», — говорит Алексей Кармышев. А это примерно 2 млн коробок в год. Увеличится ли «новосибирский» процент с двукратным увеличением производственных мощностей предприятия благодаря введению в следующем году в строй в рамках действующего производства новой линии от итало-германской компании «Паван» — время покажет. Оно и работающее сейчас оборудование — той же марки — не древнее, но будет — «самого последнего» поколения, отчего результаты должны резко возрасти.

На предприятии и в материнской компании ломают голову над тем, как продолжить «крабово-чипсовую» экспансию за Урал, но пока без особого успеха. В Европейской России к такой продукции не готовы, явно предпочитая картофельные чипсы, её сильно не знают — и нет смысла, проведя мониторинг ситуации, пока делать на это серьезный упор, считает руководитель. Внутренний рынок и без того большой. Другая проблема куда более актуальна — неоправданно большие средства затрачивает предприятие на логистику, то есть на подвоз работников на предприятие. Практически круглосуточная работа компании предполагает тут гибкий график. Глава района в связи с этим рассказал о перспективе железнодорожного сообщения, «захватывающего» ПЛП, — проект рассматривается на уровне губернатора области. Была также обсуждена возможность визита на предприятие региональной делегации высокого уровня с участием корейской стороны — районное руководство могло бы поспособствовать организации подобной встречи. Мяч теперь на стороне Binggrae. Практика показывает, что контакты высокого уровня еще никому не помешали. А вообще, экскурсия по предприятию получилась очень интересной, даже увлекательной. Всё было и технологично, и с соблюдением, естественно, всех заданных параметров, включая санитарные нормы. Контроль тут строжайший.

Сверхпрочный «Арматон»

В «Арматоне» наша делегация практически в том же составе уже побывала ранее и оценила усилия его руководства не только в процессе «выживания», то есть поддержания производства на достигнутом уровне в условиях пандемии, но и дальнейшего развития. Да еще какого! Расширение производства потребует двукратного увеличения численности работающих — с 200 с лишним человек до более 400. В беседе с Татьяной Сергеевой и Натальей Марусиной руководитель предприятия Антон Абакумов подтвердил эту информацию. Для молодого завода, чья история, включая двухлетнее строительство самого предприятия, насчитывает всего-то семь лет, это, наверное, самый мощный производственный рывок. Первыми же открыли «Арматон» для широкого круга интересующихся крупнопанельным домостроением… корреспонденты нашей газеты, побывавшие на предприятии в августе 2019 года. Репортаж с завода стал заметным газетным явлением. Татьяну Сергееву заинтересовали социальные проекты предприятия — в частности, строительство двух панельных многоквартирников в Мошково и Черепаново, предназначенных для переселенцев из ветхого и аварийного жилья. Насколько подобное жилье, «сверхпрочное», по уверению Антона Александровича, могло бы подойти для нашего района, где тоже есть свой «ветхий» фонд, есть дети-сироты, которым район предоставляет квартиры — этот вопрос требует изучения. Попутно была решена проблема налоговых поступлений в бюджет. По какому-то недоразумению они у «Арматона» (а ведь у предприятия статус обособленного производства) уходили в город, а надо, чтобы оставались в районе. Эта встреча лишний раз доказала: чем люди коммуникабельнее, чем прочнее контакты между ними — тем легче решаются вопросы.

Юрий Малютин, фото автора