Мошенничество «на звонках»

Меняется мир — меняется и преступность. Современному мошеннику достаточно одного звонка и пары нужных слов, чтобы сорвать куш. Он не просто хороший актер, тонкий психолог, но и знаток высоких технологий. «Вас беспокоят из службы безопасности банка. Пожалуйста, назовите реквизиты для проверки». Подумайте, прежде чем отвечать!

Каждый день в полицию приходят заявления об исчезновении денег с банковских карт. Мошенники любят играть по-крупному. Удачный звонок приносит солидную сумму. Как не стать их очередной жертвой, расскажет заместитель начальника полиции (по охране общественного порядка) Межмуниципального отдела МВД России «Новосибирский» Сергей Родичкин.

— Сергей Владимирович, по какой схеме работают телефонные мошенники? Давно ли они стали головной болью для граждан и правоохранительных органов?

— Наверное, нет ни одной сферы жизни, не затронутой преступностью. С развитием технологий, средств связи мошенники переключились на них. И если раньше в полицию приходили десятки заявлений, например об уличных кражах, то сейчас мы всё чаще и чаще сталкиваемся с исчезновением денег с карты. Преступник звонит жертве и под видом сотрудника службы безопасности банка просит сообщить реквизиты: номер карты, указанный на обороте трехзначный код и срок действия. Он может сказать: «Ваши данные надо уточнить и перепроверить». Причем говорит так убедительно и дружелюбно, что поверит и скептик. Получив данные, мошенник просто снимает деньги. Уловок и крючков в арсенале обманщика масса. К примеру, вам предлагают положить деньги под хорошие проценты или зарегистрироваться на каком-либо сайте. Не надо думать, что жертвами преступников становятся пенсионеры. Телефонное мошенничество — вопрос грамотности и доверия, а не возраста.

— Насколько мне известно, недавно у одного жителя нашего района таким образом украли почти 350 тысяч. Преступники нацелены на крупные суммы?

— Главная опасность как раз в том, что в руки преступника попадают именно крупные суммы. Сами понимаете, куда уходят такие деньги. Явно не на благотворительность или помощь больным и нуждающимся. Мелочь им неинтересна.

— Обманщики, как правило, одиночки или действуют вместе с сообщниками?

— Думаю, что уже можно говорить о преступных «кол-центрах», когда несколько мошенников работают вместе. Они — команда, постоянно совершенствующая навыки, обладающая современной техникой на вооружении и готовая обменяться опытом с «коллегами».

— Они предпочитают «работать» с простыми людьми или есть опасность для крупных фирм?

— Украсть деньги у какой-либо организации таким образом проблематично. Во всех есть специалисты по банковской безопасности, есть современное программное обеспечение. Мошенники не любят такое — слишком сложно. Как минимум останутся с пустыми руками, потратив время даром. Проще и безопаснее обманывать обычных людей.

— Как не попасть на удочку? Здоровое недоверие?

— Правильнее назвать это бдительностью. Сотрудники банков тоже звонят клиентам. Но есть одно отличие. Никто из них никогда не будет просить ваши реквизиты. Если речь кажется подозрительной, немедленно положите трубку и больше на этот номер не перезванивайте. Наберите телефон вашего банка и поинтересуйтесь: звонили оттуда на самом деле или нет? Главным управлением МВД России по Новосибирской области составлена Памятка о безопасном использовании банковских карт (счетов) и совершении онлайн-покупок товаров и услуг. Её распространяют в районных, местных администрациях, отделениях полиции, супермаркетах. Предупреждения печатаются на страницах газет, в том числе и «Территории развития». Ознакомьтесь с ней, знания спасут ваш кошелек.

— А если человек опомнился, когда уже назвал реквизиты?

— Сразу же звонок в банк с просьбой заблокировать счет. Совсем немного времени у вас еще есть.

— Расследовать такие преступления…

— …очень сложно. Звонить могут откуда угодно, часто из другой страны. Район, область, государство имеют границы, но не Интернет — бескрайнее цифровое пространство, как и телефонная сеть.

— Как раз хотел спросить об этом. Про телефонное мошенничество постоянно говорят в СМИ, распространяются памятки, предупреждения. Люди стали грамотнее в вопросах финансовой безопасности?

— Да, информирование, конечно, сыграло свою роль. Но, как я уже говорил в начале беседы, преступники постоянно совершенствуют навыки и не будут разыгрывать один и тот же спектакль вечно. Как только старые приемы перестанут работать, мошенники изобретут новые. Главное их оружие — острый ум, талант быстро перестраиваться в любой ситуации. XXI век — эпоха высоких технологий, новых средств коммуникации, Всемирной паутины. Немалая часть преступлений будет связана с ними. Но эволюционирует не только преступность, но и методы борьбы с ней — совершенствуются системы безопасности, программы, позволяющие отслеживать звонки. На каждое действие найдется противодействие.

Владислав Кулагин, фото с сайта cdn.iz.ru