Неплательщики — разные, убыток — один

Проблема неплатежей со стороны части потребителей коммунальных услуг в нашем районе всегда стояла и стоит достаточно остро, свидетельство чему — общий суммарный долг населения за потребленные коммунальные услуги, превышающий 200 млн руб.

Что это означает? А то, что, не собирая нужную сумму коммунальных платежей (90% это еще в лучшем случае), наши предприятия ЖКХ вынуждены «записывать» их в выпадающие доходы, лишая себя возможности отработать хотя бы на ноль, а не в убыток. Самое же главное — снижаются возможности развития предприятий коммунальной сферы, так как свободных средств, «базирующихся» на собственных доходах, для такого развития (то есть модернизации производства) просто нет. Тут бы решить задачу, как закупить уголь, заплатить за электроэнергию, за газ, да залатать «старые дыры» и не влезть при этом в большие долги. Хорошо, что субъект Федерации выделяет еще средства (по сути, безвозмездные) на подготовку к очередному отопительному сезону — иначе бы предприятия ЖКХ просто не выжили. А модернизация ведется за счет попадания в различные программы и за счет областных (опять же) субсидий.

Проблема неплатежей населения затрагивалась на сравнительно недавнем производственном совещании в районной администрации с участием представителей нашего жилищно-коммунального комплекса. Для того чтобы отразить эту проблему как она есть — в широком ключе, мы обратились к руководителям двух «полярно противоположных» предприятий с просьбой дать соответствующий комментарий — директору МУП ЖКХ «Комбинат Барышевский» Сергею Кривошееву и директору МУП ЖКХ «Ложок» Фаниру Хабибуллину. Впрочем, то, что они «полярно противоположны», по словам Сергея Викторовича, ранее работавшего на территории, обслуживаемой МУП «Ложок», выяснилось уже в процессе разговора.

— Собираемость с населения платежей за коммунальные услуги составила за последнее время 102%, раньше она держалась на уровне примерно 85%, — говорит Сергей Кривошеев. — Мы взяли специалиста по работе с неплательщиками, и это дает свой результат. Как составляются графики расчетов нашего предприятия ЖКХ за поставленные энергоресурсы с ресурсоснабжающими организациями, точно так же составляются графики покрытия неплательщиками долгов за оказанные коммунальные услуги. Этих долгов в общей сложности накопилось за 4 года, точнее, осталось, потому что часть из них была ликвидирована, на сумму 17 млн руб. Надеемся в результате планомерной работы эту цифру значительно уменьшить.

Из этих 102% собираемости 50% дают прямые платежи, 40% приходятся на платежи в рассрочку и только 10% с небольшим приходится на долю судебных приставов, работающих с неплательщиками по искам. С учетом 7-процентного комиссионного сбора в этом случае неплательщикам, считает Сергей Кривошеев, гораздо выгоднее сразу обратиться в «Комбинат Барышевский», с тем чтобы решить проблему — составляется персональный график погашения долга. Звонки неплательщикам с напоминанием о необходимости ликвидации задолженности и соответствующие предложения на эту тему здесь оказались достаточно эффективным средством. На Барышевском унитарном предприятии вообще полагают, что работать с физическими лицами легче, проще, чем с юридическими, так, некоторые из них находятся либо в стадии банкротства, либо в «неактивной фазе» работы, то есть практически не ведут хозяйственную деятельность, взыскивать с них долги по этой причине крайне проблематично.

С «полярно противоположным» «Ложком», обслуживающим пос. Ложок и с. Ленинское, и тут расхождение. По словам Фанира Кавыевича, с юридическими лицами ситуация складывается куда менее проблематично, чем с физическими. Может, предприниматели в Ложке и в Морском сельсовете другие, нежели в Барышево? Однако в целом собираемость на территории МУПа не достигает и 40%. Каждый год — минус 19 млн руб. из серии выпадающих доходов, только на Морском «висит» 3-миллионный долг населения за оказанные коммунальные услуги. Возврат долгов по судебным искам (примерно те же проценты, что и в Барышево, а то и меньше) погоды не делают. Износ сетей (касается преимущественно Морского — в Ложке новые многоквартирные дома — микрорайон Да Винчии др.) — «на пределе». Выживают на предприятии, говорит Фанир Кавыевич, лишь за счет субсидий. Оптимизировали и сократили уже всё, что можно: из 71 человека по штатному расписанию работают в настоящее время 27, естественно, на их плечи ложится большая нагрузка… Выход из создавшейся ситуации руководитель предприятия (практикуя, понятно, и персональную работу с неплательщиками) видит лишь в ужесточении законодательства, по крайней мере, по отношению к злостным должникам. Но этого в обозримом будущем с учетом ситуации с коронавирусом вряд ли следует ожидать.

При всей разнице между этими предприятиями оба они, как, впрочем, и весь комплекс ЖКХ (не ресурсоснабжающие организации), работают себе в убыток и без государственных дотаций обойтись не могут. Тут и «социальная» политика областного департамента по тарифам играет свою роль (иначе — в случае резкого повышения тарифов — социальный взрыв не избежен). Поэтому даже 100-процентная собираемость — не панацея от всех бед. Но долги потихоньку возвращать всё равно надо, пусть станет и не совсем легко, но чуточку легче — точно.

Юрий Малютин, фото с сайта web.archive.org