«Хотите добиться успеха — разложите по полочкам»

Без инициативы в наш век никуда — она делает жизнь вокруг лучше. Есть интересный проект? Отлично. А средства? Может быть, грантовый конкурс? А как лучше оформить проект? Как не допустить ошибок? Как правильно распорядиться деньгами? Есть вопросы — добро пожаловать в «Школу грантополучателя».

Жители района всё чаще участвуют в различных грантовых конкур сах. Диапазон проектов широк: спорт, благоустройство, творчество, социальная сфера. Это не просто шанс показать себя, но и набраться опыта. Специально для них и открылась районная «Школа». Она проходит в муниципалитете впервые и имеет все шансы на продолжение.

В задачи школы входила организация обучающего процесса, формирование у участников основных понятий, помощь в самоопределении каждого — за решение какой социальной проблемы на своей территории он готов взяться, разработав самостоятельно или в команде учебный проект и заполнив заявку на конкурс поддержки молодежных инициатив.

Дверь в мир возможностей

— «Школа грантополучателя» организована для тех, кто в состоянии взять на себя ответственность за улучшение качества жизни путем разработки проекта по решению социальных проблем на своей территории, привлечения ресурсов из различных источников для его воплощения, — отмечает руководитель «Школы» Наталья Иванова.

По её словам, это дверь в мир возможностей. Сегодня практически во всех видах деятельности для эффективного достижения поставленной цели и управления ресурсами используют проектный подход.

Работа с реальностью

Организаторы «Школы» и не ожидали такого количества участников. На первый набор планировалось принять не больше 30 человек, а пришли все 50. Участникам было интересно узнать новое, а их активность и настойчивость немало удивила наставников. Столько вопросов: как социальный проект может изменить жизнь; как выбрать правильную стратегию; кто поможет в деле; как заполнить заявку и т.п.

— Правильно подготовить проектную заявку на какой-либо конкурс — это отдельная компетенция, — подчеркнула в разговоре Наталья Юрьевна. — Необходимо уметь слышать запрос организаторов конкурса, соблюсти все формальные условия, правильно собрать пакет документов и заполнить все пункты заявки. Для грантодателя всегда интересны проекты, которые эффективно решают заявленные в конкурсе проблемы, когда предлагаются новые красивые решения, нестандартные подходы. Проектирование — процесс творческий. Хороший проектировщик социальных изменений — это изобретатель и решатель социальных задач. Проектный подход позволяет найти решение или уменьшение проблемы с минимальными затратами и максимальным результатом. Без предварительно проработанного проекта невозможно качественно подготовить заявку. Думать, что можно по-другому, — основная ошибка участников конкурсов. При правильном подходе к проектированию социальных изменений необходимо знать конкретных людей, понимать их проблему и владеть инструментами для её решения. Не нужно придумывать, нужно работать с реальностью!

Все эти и другие нюансы обсудили на вебинарах и офлайн-встречах, которые порой затягивались до полуночи, вместо полутора-двух часов длились по три-четыре. Возрастной диапазон участников, которые разработали учебные проекты, большой — от 16 до 62 лет. Интересных идей — море: вовлечение молодежи в занятия физической культурой, волонтерство и помощь пожилым, защита природы, пожарная и дорожная безопасность, профессии будущего, семейные ценности, патриотическое воспитание и поддержка юных талантов.

Каждый проект, по словам Натальи Ивановой, интересен по-своему. Сложно выделить, что важнее — научить молодых людей помогать другим; привлечь внимание к проблемам мусора или показать подростку, как легко можно выразить свою любовь к маме; сплотить семьи, организовав клуб настольных игр, или помочь молодежи в условиях ограничений по коронавирусу освоить интернет-профессию.

Полезный опыт

А что скажут сами грантополучатели?

— Узнала о «Школе» от коллег в ДДТ «Мастер» и решила поучаствовать, — делится впечатлениями участница «Школы» Таисия Мазалевская. — Мой проект «Творчество Сибири» посвящен популяризации Ордынской росписи среди подростков. В Новосибирской области до начала 2000-х своей традиционной росписи не было. Её придумала мастер Нина Мухлынина. Ордынская — красотасибирской природы и животного мира. Её элементы — сосны, ели, березы, сороки, рыбы, лоси, белки, бревенчатые дома. Всё выполняется гуашью. Главный технический прием — «капелька». Я предложила ребятам сделать родным подарок к Новому году — расписать табуретки. Но не хватало средств, чтобы купить сами табуретки, а также краски и кисточки. В грант заложена и минимальная сумма для оплаты труда преподавателя, т.е. меня. Недавно мой проект победил в конкурсе поддержки молодежных инициатив. Работаю над вторым. Нашему турклубу «Орлы» для походов нужен GPS-навигатор и спутниковый телефон.

— На занятиях в «Школе» я узнал, как правильно составить заявку, разложить идею по полочкам, как надо реализовать проект, что будет после, — рассказывает Сергей Масиков. — Я учредитель Союза активистов Мичуринского, занимающегося развитием и благоустройством сельсовета. В Мичуринском есть аллея Ветеранов, посаженная еще участниками Великой Отечественной. Много лет за ней никто не ухаживал, и мы решили её облагородить, прибраться, наладить освещение. По гранту хотели купить урны, но, к сожалению, из-за ошибок победить в конкурсе не получилось. После полученных знаний в «Школе» понимаю, что надо исправить.

А в итоге?

Удачные социальные проекты, колоссальный опыт и большое будущее. Участникам показалось мало одного раза. По мнению большинства, «Школу грантополучателя» стоит сделать ежегодной. Не часто попадаются программы, в которой от А до Я расскажут обо всех тонкостях. Но еще лучше — организовать проектный клуб для постоянного сопровождения участников на всех этапах.

— Всё зависит от желания самих учеников: продолжать программу или нет. В этом году «Школа грантополучателя» завершена, — подвела итог Наталья Иванова. — Если люди захотят снова, то нет ничего невозможного. Я настроена оптимистично. Участников было больше, чем планировалось. Были представлены 13 из 18 муниципальных образований района. Много интересных проектов. Вполне возможно, что в следующем году мы встретимся опять с новыми и старыми учениками. «Школа грантополучателя» открыта для всех!

Владислав Кулагин, фото из группы «Молодежь Новосибирского района»