У нас лучшие примирители

30 декабря в администрации Новосибирского района торжественно поздравили победителей всероссийского конкурса юных медиаторов.

Конкурс «Мастерство юных медиаторов / волонтеров школьной службы примирения» проводится с целью пропаганды ценностей восстановительного подхода среди обучающихся образовательных организаций, содействия развитию школьных служб медиации. Он проходит в три этапа: муниципальный, региональный и всероссийский.

В нашем регионе организаторами выступили Уполномоченный по правам ребенка Новосибирской области и Межрегиональная общественная организация «Социальное партнерство». Поддержали его преподаватели и студенты кафедры социальной работы Института социальных технологий НГТУ.

На областной этап вышли сразу шесть юных медиаторов из школ Новосибирского района, успешно показавших себя на муниципальном уровне. Наша команда оказалась не только самой многочисленной, но и самой результативной. По итогам конкурса Сергей Буренков, ученик Раздольненской школы № 19, и Даниил Гончаренко, ученик Красноглинной школы № 7, набрали наибольшее количество баллов. И так как разница между результатами ребят была минимальная (50,7 и 50,4 соответственно), жюри приняло решение признать обоих юных медиаторов победителями.

Даниил и Сергей представляли уже Новосибирскую область на следующем — межрегиональном — этапе. И снова — успех! По результатам испытаний Всероссийского конкурса «Мастерство юных медиаторов/ волонтеров школьной службы примирения — 2020» Даниил Гончаренко занял первое место, а Сергей Буренков — второе. Кстати, юные медиаторы Новосибирского района участвуют в конкурсе второй год подряд. В прошлом году ученица из Барышевской школы № 9 Альбина Колофидина стала абсолютным победителем областного конкурса и заняла 3-е место на всероссийском этапе.

В канун Нового года ребят и их наставников пригласили в районную администрацию, чтобы в торжественной обстановке поздравить с таким серьезным успехом.

— Вы, ребята, честь, слава и гордость нашего Новосибирского района! — отметила в приветственном слове руководитель районного Управления образования Юлия Кузнецова. — Такие победы не могут не радовать, ведь они прославляют нашу область, район, наши школы на российском уровне. От лица главы Новосибирского района Андрея Михайлова говорю вам большое спасибо за это. Также хочу поблагодарить вас за ту работу, которую вы проводите непосредственно в школах, ведь самое главное — помогать ученикам решать возникающие проблемы, выходить из конфликтных ситуаций. Огромные слова благодарности и педагогам, ведь ваше успешное выступление — это во многом заслуга ваших наставников, которые помогали вам с подготовкой, помогли вам в освоении необходимых компетенций. Вы вместе сумели так результативно презентовать свою работу на таком высоком уровне. Желаю вам дальнейших успехов и развития в этом направлении.

Поблагодарила ребят и педагогов и Татьяна Стукачёва, член правления Межрегиональной общественной организации «Социальное партнерство»:

— Наша организация уже несколько лет поддерживает школьные службы примирения. Хочу сказать, что в Новосибирском районе сформировался уникальный опыт: службы примирения школ представляют собой целую систему, сеть. Это очень важно для развития и поддержки ребят и кураторов. Если школьная служба примирения долго работает в школе, то там обязательно меняется внутренний климат. Более широкий масштаб школьных служб есть только в Волгограде и Волгоградской области. А в нашем регионе именно ваш муниципалитет первым создал подобную систему. Вы должны гордиться проделанной работой! Конечно, благодарность кураторам ребят, без них бы ничего не было. Мы всегда рады, когда у нас появляются настоящие партнеры с огнем в глазах. Всегда видно, что человек болеет за свое дело, и именно таких людей ждет успех. Еще раз поздравляю всех с таким высоким результатом!

В ответном слове Сергей и Даниил поблагодарили своих педагогов, команды служб примирения своих школ — ведь это совместная работа — и муниципальный Центр сопровождения «Янтарь», оказывающий методическую поддержку.

Школьники и педагоги получили благодарственные письма от администрации Новосибирского района, МОО «Социальное партнерство», Уполномоченного по правам ребенка НСО Надежды Болтенко, Территориальной службы примирения Новосибирского района.

Самая первая школьная служба примирения в нашем районе открылась в Барышевской школе № 9 в 2014 году. На сегодняшний день работают уже 27 школьных служб, две дошкольных и одна территориальная, созданная в Центре «Янтарь».

В среднем в каждой школе работают 5-7 медиаторов (школьники, прошедшие специальное обучение) и 5-7 волонтеров (дети, которые выполняют определенные задачи, но медиативное обучение еще не прошли). Руководит деятельностью педагог, чаще всего это педагог-психолог, социальный педагог или заместитель директора по воспитательной работе, которые также проходят специальное обучение в центре «Янтарь». Работа службы медиации строится в двух направлениях: разрешение существующего конфликта среди обучающихся и проведение профилактических мероприятий. Информация о том или ином конфликте поступает в службу. После получения заявки руководитель решает, кто из детей-примирителей возьмет на себя данный случай. После этого медиатор или волонтер приглашает конфликтующих ребят по очереди на беседу, чтобы выяснить суть проблемы. Если оба готовы обсудить конфликт при посреднике, то организуется встреча, где присутствуют обе конфликтующие стороны и медиатор. Оба участника ссоры высказывают свою точку зрения на произошедшее, а задача медиатора — направить беседу, задавая корректные наводящие вопросы, помочь им найти шаги по решению конфликта. По итогам переговоров, чаще нескольких, стороны достигают соглашения и конфликт исчерпан. Всё же половина деятельности службы примирения направлена на создание доброжелательной атмосферы в классе и образовательной организации в целом. Большое внимание школьные медиаторы и волонтеры уделяют работе с начальной школой: проводят игры на общение, сотрудничество, рассказывают детям, как нужно взаимодействовать с окружающими, куда обратиться за помощью. Для среднего звена проводят классные часы на тему профилактики конфликтов, общения со сверстниками, взаимодействия с родителями и т.п. Эффективность работы службы заключается в том, что с детьми работают сами дети, те, кто учится с ними в одной школе, говорит с ними на одном языке, может легче понять ситуацию. Когда в причинах ссоры пытается разобраться человек, понимающий твои чувства, потому что и сам их нередко испытывает, рассказать ему о конфликте проще, чем взрослому, который смотрит на тебя с высоты прожитых лет.

Татьяна Кузина, фото Ирины Полевой