Танцуют все!

Красивые и талантливые! Так и хочется сказать про эту замечательную семью, где все три поколения прекрасных дам неразрывно связаны со сценой. Наталья Голик — основатель творческой династии, много лет работает костюмером Боровского Дома культуры. Её дочь, Надежда Штейнгауэр, ведет фольклорную студию, занимается фотографией и лепкой из глины. Внучка Таня — вице-мисс конкурса красоты Новосибирского района.

Трудно представить, что когда-то в селе Боровое не было танцевальной студии. Хор был, драмкружок был, а танцев не было. Но вот однажды приехала из города молодая девушка, ей так понравилось Боровое и… еще местный парень, что решила остаться здесь она навсегда.

— Я выросла в Новосибирске, с детства занималась танцами. Ходила в ДК железнодорожников. Но это так, для себя. Еще любила шить. Хотела в швейное училище поступить, но заболела, пропустила набор. А тут подруга собралась замуж, позвала в Боровое. Здесь мы и познакомились с Алексеем. Через полгода тоже поженились. С тех пор вместе 39 лет, — рассказывает Наталья Александровна.

Жизнь на селе в те времена крутилась вокруг клуба. «Записывайся в хор, у нас все поют!» — звали Наталью. «Я не пою. Я танцую!» — отшучивалась она. И всё же пришлось однажды станцевать венгерский танец. Номер понравился, и молодую танцовщицу сразу отправили на конкурс. Там тоже похвали и дали команду — создать в Боровом танцевальный кружок! Наташа поручение выполнила. Набрала девочек, обучила танцам, и с тех пор в селе танцуют.

Позже самодеятельный коллектив возглавила выпускница культпросветучилища Наталья Оверченко. Теперь это известный на всю область и за её пределами танцевальный ансамбль «Весна», который имеет звание народного.

— До 40 лет я танцевала в ансамбле, а потом ушла в хор. Пришлось всё-таки запеть, — с иронией добавляет Наталья Голик. — А танцы продолжают мои девчонки: дочь и внучка.

Костюмер

Все концертные костюмы, в которых поют и танцуют артисты Боровского Дома культуры, — творение Натальи Александровны. Художник, модельер и портной — в одном лице.

— Костюмером стала случайно: ушла портниха и нужно было спасать ситуацию. Зоя Петровна Бесекеева, тогдашний директор ДК, просит: «Наташа, знаю, что ты шьешь. Выручай!». Так я освоила новое дело. Вон, сколько уже нашила: бурятские, украинские, казахские, русские! Цветочки, аппликации — всё вручную, бывает, ночь сижу, делаю. Устаю, не высыпаюсь. Зато потом увижу на сцене — душа ликует. Это ж всё я! — гордится костюмер.

Был период, когда с любимым делом пришлось расстаться. В рыночные 1990-е годы, чтобы выжить и поднять двоих детей, Наталья пошла торговать в ларек. Другой работы не было. Получала по 30 рублей в день, только на хлеб и хватало. Корову держали, овец, свиней, кроликов. Но как бы трудно ни было, вечером — танцы. Муж ворчал: «Опять на пляски пошла!» Но это любя. Никогда не запрещал. Да и сам участвовал: в сценках играл, в хоре пел. А Новый год всегда встречали в клубе.

— У папы был костюм Пьеро и большая роскошная шляпа. Мама — в романтичном образе. Это был целый бал-маскарад! — вспоминает детские годы Надежда.

Надежда и опора

Старшая дочь талантами пошла в маму. Танцует, поет, шьет, вяжет, лепит из глины, занимается профессиональной фотосъемкой. Наталья Александровна гордится Надеждой. Окончила с красным дипломом культпросветучилище, а затем институт. Звали в магистратуру. Но отказалась. «Зачем магистерский диплом, если дальше Борового никуда не поеду. Мое место здесь!»

А ведь было время, когда Надя уезжала в город. Вышла замуж, родила дочь. Но душа рвалась домой, в Боровое!

— Тане четыре месяца. Сажаю её в рюкзак, сумку через плечо и к маме. Где на автобусе, где на попутках. Так и мотались каждые выходные. Мне в городе скучно. А здесь тишина, речка, земелька…

Надежда была девочка творческая, но работящая. С десяти лет корову доила, грядки полола, за младшим братом присматривала. А потом и за отцом. Глава семьи — инвалид по зрению. Успел построить дом для семьи, сам таскал тяжелые бревна — надсадился. Чуть не ослеп. Теперь едва видит.

— Папа раньше прекрасно фотографировал. Был пленочный фотоаппарат, он сам проявлял пленку, печатал снимки. Когда я пошла в третий декрет, то тоже решила освоить это дело. Записалась на курсы, отучилась. И теперь подрабатываю: снимаю еду для ресторанов, провожу фотосессии. Но больше всего мне нравятся дети.

У Надежды трое детей. Тане шестнадцать лет, сыну Роме — восемь и маленькой Стасе (Настасье) исполнилось два года. Надежда купила дом по соседству с родителями, чтобы быть рядом. В многодетной семье у каждого свои обязанности: Рома чистит снег, мама топит печь и готовит, Татьяна присматривает за младшими. Когда родилась Стася, старшая сестра стала её крестной мамой.

Прекрасная няня

У Тани на голове красивая диадема — приз за конкурс красоты «Мисс Новосибирского района».

— Можно я в короне сфотографируюсь? — просит юная красавица.

— Она у нас родилась принцессой, — шутит мать. — Всегда ей всё надо, всегда первая! Но не капризная. Иду в клуб на репетицию, её с собой беру. Посажу на коврик, дам игрушку, сидит моя дочь, играет. А я танцую. А потом и она в ряды влилась.

Таня тоже, как и мама, в свое время перепробовала все кружки: кукольный, декоративно-прикладного творчества, ИЗО. Но победили танцы. А позже к ним добавилось дефиле.

Старшие дети Надежды окончили специальные курсы в известном модельном агентстве. Рома, правда, по красной дорожке не пошел. Не мужское это дело. А Тане понравилось. Участвовала в модных показах, фотосессиях. Сейчас девушка готовится к новому конкурсу — «Мисс ЗОЖ Новосибирского района».

Но корона не давит на умную красивую голову. В этом году Татьяна оканчивает школу и планирует поступать в педагогический университет.

— Мне всегда нравилось работать с детьми. С детства ездила по лагерям, была командиром, помогала вожатым. В позапрошлом году мне дали отряд. Вожатая уволилась, срочно искали замену. «Ты же с детьми ладишь, они тебя любят. Иди!» — убедили меня. Так я стала работать с детьми из социально неблагополучных семей. Понравилось. В прошлом году прошла специальную подготовку, готовилась к заезду, но из-за пандемии лагерь не открыли. Надеюсь, что это лето пройдет иначе.

О пользе самоизоляции

Весной прошлого года из-за пандемии всех работников Боровского ДК отправили на самоизоляцию. Творческая семья Голик-Штейнгауэр заскучала. Но Надежда быстро придумала, чем заняться: записались с мамой на курсы керамики. Давно мечтали попробовать глину. Первый мастер-класс прошел на ура. Наталья Александровна слепила тыкву, которая изумила бывалых мастеров. «Да у вас талант!» — восхитились керамисты.

А кто бы сомневался! Мать и дочь освоили все виды лепки, в том числе на гончарном круге. В Боровом провели свою первую выставку-продажу. Кружки и мисочки, декоративные блюдца разлетелись как горячие пирожки. «Теперь не пропадем. В трудный год себя прокормим!» — шутят мастерицы.

В январе 2021 года Надежда Штейнгауэр вышла на работу из декретного отпуска. Новый директор ДК Ирина Бажина пригласила вести фольклорную студию. «У тебя красный диплом по фольклору! Будешь работать с бабушками и маленьких деток наберешь», — предложила Ирина Владимировна. А мама рядом подтрунивает: «Пришло время и тебе запеть. Давай уже!»

Глаза у Надежды заблестели: «Мое! Мое!» Согласилась с радостью. Первые репетиции со старшей группой уже прошли. Бабушек учить фольклору не надо. Они сами кого хочешь научат. А вот с малышами работать интересно.

— Но всё равно танцы не брошу. Пока есть силы, буду танцевать! — настроена Надежда. Недаром говорят, танцуй, пока молодой!

Елена Азарова, фото Светланы Тарасовой