Сохранить свои секреты

Какие угрозы существуют в цифровом мире и как обезопасить свои персональные данные, напомнил 18 февраля ученикам старших классов и педагогам Краснообской школы № 2 региональный министр цифрового развития и связи Анатолий Дюбанов. В школе в рамках Всероссийского образовательного проекта по цифровой экономике состоялся «Урок цифры».

В российских школах «Уроки цифры» проходят с 8 по 22 февраля. Это всероссийский образовательный проект, позволяющий получить знания от ведущих технологических компаний и развить навыки и компетенции цифровой экономики. Цель — помочь школьникам разобраться с вопросами личного пространства в цифровом мире и познакомить с профессиями в области кибербезопасности. Принять участие в «Уроке цифры» могут все желающие — с компьютера, смартфона или планшета.

В этом году урок был посвящен проблеме защиты персональных данных. Анатолий Дюбанов в формате мини-лекции рассказал ученикам 10-х и 11-х классов и педагогам о нашем праве, которое защищается законом, на сохранение в секрете персональной информации (той, по которой можно определить, кто вы). Министр напомнил и способы защиты такой информации: использовать безопасные веб-сайты (кстати, показателем безопасности может быть буковка s после http), использовать сложные пароли (не менее 12 символов со смешением строчных и прописных букв, цифр и значков), использовать разные пароли для разных учетных записей, пользоваться авторизацией с СМС-паролями, отключать функцию сохранения паролей в браузере, обращать внимание на название сайта, чтобы избежать попадания на сайты-двойники, установить надежный пароль (PIN) на мобильный телефон, не открывать файлы в письмах и мессенджерах от неизвестных контактов, не хранить пароли в записных книжках, переписках в соцсетях, использовать проверенные антивирусы, проверять настройки конфиденциальности в соцсетях, пользоваться мессенджерами со сквозным шифрованием и т.д.

После лекции ребята могли задать Анатолию Дюбанову вопросы. Школьников интересовало, как на государственном уровне обеспечивается защита электронных данных, как полиция борется с киберпреступлениями, часты ли кибератаки на региональное Правительство и муниципальные органы власти, какие перспективы в Новосибирской области у технологии 5G. Школьники также спрашивали о том, какими мессенджерами пользуется сам министр, как защищает свою личную информацию, были ли кибератаки на него лично.

С напутствием обратился к ребятам и присутствовавший на уроке заместитель министра образования Новосибирской области Владимир Щукин. Он отметил, что тема сегодняшней лекции актуальна не только для тех, кто хотел бы связать свою жизнь с IT-технологиями. Сегодня Интернет прочно вошел в жизнь и практически нет такой сферы, где бы современные технологии не применялись. Владимир Николаевич также попросил школьников рассказать о сегодняшнем уроке своим близким — родителям и тем более бабушкам-дедушкам, ведь люди старшего поколения чаще всего становятся жертвами кибермошенников.

После окончания официальной части ученики приступили к практическому занятию. В онлайн-режиме они смогли пройти задания на тренажере, а почетные гости с радостью им помогали.

— Да, может быть, мы уже многое из услышанного знали, — поделилась впечатлениями ученица 11-го класса Полина. — Но очередной раз повторить, обобщить всё, а главное потренироваться, никогда не помешает.

— «Урок цифры» — большой федеральный проект, к которому может присоединиться любая школа, если возникнут проблемы со связью, есть возможность провести практическое занятие офлайн, — пояснил заместитель руководителя районного Управления образования Владимир Бакаев. — Пройдя предложенные задания, вы точно повысите свой уровень понимания, что такое персональные данные и почему их нужно защищать. Интернет плотно вошел в нашу жизнь и необходимо учиться правилам безопасного поведения в цифровом мире с самого раннего возраста.

Татьяна Кузина, фото автора