Антипаводок-2021: пик готовности — к первой волне

Каким реально будет паводок-2021, сказать на данный момент достаточно сложно, тем более что зима получилась затяжной: морозило практически весь февраль, чего давно уже не наблюдалось. А это значит (при прогнозируемом в целом холодном марте), что нас может ожидать довольно бурная первая паводковая волна в апреле. Впрочем, не так уж важно, когда она «нахлынет» на нас, — важно, как мы к ней окажемся готовы, насколько успешно и своевременно будут проведены подготовительные работы к предстоящей встрече паводковых вод на территории Новосибирского района.

Подготовка началась еще в феврале — отнюдь не с началом календар ной весны. Об этом рассказывает начальник управления ГО и ЧС адми нистрации Новосибирского района — — Александра Пронина:

— В целом, учитывая уровень выпавшего снега — а его выпало немного меньше, чем в прошлом году, — есть основания надеяться, что паводковый период пройдет для нас хорошо. Но самая главная надежда, конечно же, на ту подготовку к паводку, которая проводится на данный момент. Уже 9 февраля состоялось заседание районной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, на котором были рассмотрены вопросы подготовки сельских поселений района к этому опасному периоду — периоду прохождения паводковых вод. В результате был утвержден комплексный план основных мероприятий на 2021 год по смягчению рисков и реагированию на чрезвычайные ситуации, которые могут иметь место во время паводка. А 4 марта прошло региональное командно-штабное учение.

Проходит оно так: область выдает всем районам так называемые вводные — у нас это было «учебное» подтопление с. Кубовая, кроме этого, в результате повышенного сброса воды на Новосибирской ГЭС возникает угроза подтопления около тысячи садовых участков в десяти СНТ. В ходе учений было необходимо определить все мероприятия (вплоть до введения режима ЧС) по эвакуации людей, по их жизнеобеспечению в пунктах временного размещения и в целом по локализации, ликвидации этой чрезвычайной ситуации. В рамках видеоконференции заслушивались председатели районных КЧС и ОПБ или их заместители. По итогам этих выступлений будут выставлены областью те или иные оценки.

В настоящее время проводится подготовка гидротехнических сооружений на территории района к безопасному пропуску паводковых вод. Уже открыты шандоры (секционные ворота) на гидротехническом сооружении на р. Тула в районе п. 8 Марта — это одно из узких мест. Раньше там были проблемы, но с проведением в прошлом году ремонтных работ ситуация заметно улучшилась. Слабым местом был и мост на р. Малый Барлак в Кубовинском сельсовете, но также в прошлом году летом благодаря выделенным из резервного фонда района финансовым средствам он был полностью реконструирован и, таким образом, это «слабое место» теперь полностью готово к прохождению паводковых вод. Ежедневно производится вывоз снега в поселениях и столь же оперативно эта информация (сколько снега вывезено, какими силами, средствами) поступает в Единую дежурно-диспетчерскую службу района.

Новый мост через р. М. Барлак выдержит любой напор стихи

Дальнейшие планы таковы. В марте состоится выезд членов межведомственной комиссии (с участием наших представителей и представителей Ростехнадзора, Минприроды, ГУ МЧС по НСО) на территорию района — во все потенциально опасные места. В результате мы получим заключение, насколько район готов к прохождению паводковых вод. Сегодняшняя наша работа заключается в контроле за вывозом снега на территориях поселений и выполнении мероприятий по подготовке к паводкоопасному периоду, определенных решением комиссии ЧС района. Не исключен вариант, что перед выездом межведомственной комиссии мы проведем и собственное обследование узких мест силами сотрудников нашего управления ГО и ЧС — это дополнительная возможность улучшить процесс подготовки.

— В комплексном плане мероприятий заложены, как сейчас принято говорить, и план «А», и план «Б», и план «В», и план «Г» и так далее, — уточняет Александра Пронина. — Это однозначно. С учетом опыта предыдущих лет, конкретных ситуаций прошлого (допустим, за последнюю пятилетку) мы должны быть готовы к любому развитию событий, исходя даже не из прогнозов, а из возникающих ранее угроз или чрезвычайных ситуаций. Проводится фактическая выборка тех реальных угроз, что были, и на основании этого строится комплексный план в настоящее время. Хотелось бы в связи с этим сказать еще об одном узком месте — СНТ «Рябинка» Плотниковского сельсовета, где необходимо проведение взрывных работ (это ежегодное мероприятие) для ликвидации заторов льда. Существует, к сожалению, и проблема бесхозяйных ГТС. Для ликвидации одного из них, уже упомянутого, в Плотниково, были выделены определенные средства, но, как выяснила проверка, сооружение так и не было ликвидировано. Для того чтобы поставить бесхозяйный объект на учет, требуются немалые деньги. Такой объект, кроме плотниковского, еще один на территории района — в Раздольненском сельсовете. Работа эта ведется, и, надеемся, в текущем году она будет завершена. Из нововведений хотелось бы отметить, что сейчас сельских КЧС как таковых нет — их полномочия ушли в район — сельсоветы не планируют собственных противопаводковых мероприятий, а лишь участвуют в мероприятиях, утвержденных районной комиссией.

В целом районные власти оценивают готовность наших сельсоветов к участию в совместных противопаводковых мероприятиях как удовлетворительную. Нельзя не отметить, допустим, организацию вывоза снега на местах в этом году, в том числе и с привлечением волонтеров (акция «Снежный десант»). Хотя есть некоторые вопросы на отдельных территориях. Но надо заметить, что контроля со стороны района меньше сейчас не стало и спрашивать тоже меньше не стали. Многие задачи перед сельскими главами озвучиваются непосредственно из первых уст — главой района Андреем Михайловым, это повышает меру ответственности, не дает «уйти в сторону».

— Если же говорить в масштабах района, — отмечает начальник управления ГО и ЧС, — то и ресурсы, и средства на проведение мероприятий в случае возникновения паводкоопасной ситуации еще уточняются. Полная картина готовности района к паводку-2021 будет ясна не раньше конца марта, когда уже будет проведено обследование территорий. В плане проводимой в поселениях работы особенно хотелось бы отметить Толмачёвский, Верх-Тулинский, Криводановский сельсоветы; в то же время у ряда поселений, как, например, у Плотниковского и Раздольненского, есть еще резерв в этом отношении, есть куда стремиться.

В общем, на пик готовности к паводку район должен выйти как раз к первой его волне, если прогнозы сбудутся и если все участники этого процесса, включая сельсоветы, отработают свой хлеб до конца. Но альтернативы тут даже не просматривается — иная постановка вопроса попросту невозможна: жители нас не поймут.

 Юрий Малютин, фото Александры Прониной и из архива редакции

Ситуация в сельсоветах

Глава Кубовинского сельсовета Сергей Степанов:

— Наш сельсовет исторически один из самых паводковых в Новосибирском районе. Поэтому, имея большой опыт борьбы с половодьем, всегда готовы даже к большому паводку морально и технически.

Были разные ситуации, вплоть до того, что часть сельсовета отрезало от «большой земли», объявлялась чрезвычайная ситуация на территории поселения. Думаю, что такая опасность сейчас нам не грозит: прошлым летом был построен мост через реку Малый Барлак, а это как связующая артерия.

Мост-то выдержит, но при худшем развитии событий — большом половодье — в зону подтопления могут попасть порядка 30 домов в селе Кубовая. Надо быть готовыми к этому. Год, может, и не самый снежный, но есть одно но: земля промерзла, а это способствует разливу вод. Многое еще будет зависеть от характера погоды. В любом случае, тесно взаимодействуя с районной администрацией, как и раньше, держим ситуацию под контролем и, надеюсь, справимся со всеми возникшими трудностями.

Глава Мочищенского сельсовета Илья Кухтин:

— Была в свое время проблема паводка в Мочищенском сельсовете. Внимательно смотрим за этим. Возникнет такая необходимость — объявим режим ЧС. Какие прогнозы на этот год? Думаю, тут всё зависит от погоды. Земля промерзла: как вода уходить будет, какой будет сброс воды с Новосибирской ГЭС — еще не ясно. В любом случае будем помогать жителям, в беде не бросим никого. Подтопление идет в основном дачных участков, у нас на территории восемь СНТ. В зону попадают такие общества, как «Ивушка», «Луч», «Луч-2». Сам дачный поселок Мочище большая вода пока обходит стороной. Повторюсь, будет обильный сброс воды с ГЭС — угроза небольшого подтопления возникнет, мы к этому готовы.