«В будущее возьмут не всех»

Именно такими словами начинается Манифест Кружкового движения Национальной технологической инициативы. Очень сильное утверждение, но и цель движение ставит перед собой глобальную — поиск молодых людей, готовых предложить новые ответы на актуальные технологические вызовы. Образовательные организации Новосибирского района активно включились в КД НТИ только в этом учебном году, и сразу такой серьезный успех — семь финалистов олимпиады, больше чем в других районах области.

Олимпиада Кружкового движения НТИ — это командные инженерные соревнования для школьников 5-11-х — классов, которые проводятся по 28 профилям и 7 специальным проектам, связанным с развитием «рынков будущего»: беспилотным транспортом, интеллектуальной энергетикой, нейро- и биотехнологиями и другими передовыми научными областями. Первая в России инженерная олимпиада для школьников прошла в 2015 году. Новосибирская область в числе первых присоединилась к олимпиадному движению, и все шесть лет регион занимает лидирующие позиции по количеству призеров и победителей. Уже два года наша область не уступает Москве и Санкт-Петербургу.

Обучающиеся школ Новосибирского района раньше проходили этапы олимпиады, и даже ученики лицея № 13 становились финалистами в позапрошлом году, но так активно включились в движение НТИ наши школьники только в этом учебном году. Первый этап олимпиады прошли 496 ребят из 28 образовательных организаций района (а это почти 80% школ). Причем некоторые пробовали свои силы сразу в нескольких профилях. В хакатонах второго этапа школьники принимали участие по разным профилям: так, Кубовинская школа, 1-я Краснообская, 13-й лицей — в «Геномном редактировании», Верх-Тулинская, Новолуговская и Криводановская школы — в «Нанотехнологиях», самое большое количество участников сразу из восьми (№ 1, 3, 13, 14, 19, 22, 53, 57) наших образовательных организаций решали задачи в профиле «Цифровые технологии в архитектуре». Во многом, думается, здесь заслуга новой команды районного Управления образования.

— В первом этапе олимпиады Кружкового движения НТИ участвовали почти 500 ребят, конечно, кто-то набрал минимальное количество баллов, кто-то прошел испытания более результативно, но школьники включились, они набираются опыта, понимают, что и как, зачем это нужно, — рассказала главный эксперт Управления образования Татьяна Большова. — Во второй этап прошли уже 164 обучающихся. А главное — на финальные испытания вышли сразу семь наших ребят. А это, на минуточку, лучший результат среди всех муниципальных районов и городских округов области, за исключением, конечно, Новосибирска. Мы обошли даже Кольцово, где шесть финалистов. В финал вышли также два школьника из Карасукского района и по одному из Куйбышевского и Татарского.

Но как бы активно ни пытались работать со школьниками педагоги и специалисты администрации, без заинтересованности самих детей ничего бы не получилось. Кружковое движение НТИ востребовано среди ребят, сегодняшние школьники понимают, насколько это перспективное направление, ведь оно включает актуальные профили, причем не только чисто технические, здесь и биотехнологии, и генетика, и бизнес-процессы, и городское хозяйство, и журналистика. Важным стимулом для участия в олимпиаде становятся заветные для победителей 100 баллов ЕГЭ по одному из профильных предметов, которые можно использовать при поступлении в ведущие вузы страны, и если из новосибирских высших учебных заведений подключился пока только госуниверситет, то в Москве их уже 45 — есть из чего выбрать. Почти половина опрошенных победителей олимпиады Кружкового движения НТИ прошлых лет поступили в вузы из первой десятки в рейтингах лучших вузов страны: Университет ИТМО, МФТИ, МГТУ им. Баумана, НИЯУ МИФИ. Привлекает ребят и то, что финалы олимпиады по различным профилям проводятся в разных городах нашей большой страны: от Москвы до Владивостока, и можно побывать там, где пока не довелось, а также пообщаться с интересными и умными ровесниками.

Итак, в финал в этом году вышли семь ребят из пяти школ района. Ученик Верх-Тулинской школы Амиржон Маматшехов выступит в профиле «Летающая робототехника». В профиле «Цифровые технологии в архитектуре» у нас сразу два финалиста — Ксения Щербакова из Толмачёвской школы № 61 и Богдан Романов из Криводановской школы № 22. Михаил Сирица из Раздольненской школы № 19 пройдет заключительные испытания спецпроекта «Урбанистика». И сразу трое учеников из Краснообской школы № 1 — Ирина Мурзина, Елизавета Машинистова, Алёна Маслова — поборются за победу в спецпроекте «Научная медиажурналистика».

В этом году финалы олимпиады КД НТИ проходят как в очном, так и в распределенном форматах. Причем большая часть — 24 профиля и спецпроекта — именно дистанционно. Так, ребята из Верх-Тулы, Криводановки, Раздольного и Толмачёво финальные испытания пройдут, оставаясь дома, а вот трое учеников Краснообской школы поедут в Санкт-Петербург, где с 12 по 17 апреля пройдет очный финал их профиля.

— Мы участвуем первый год, — поделилась наставник финалиста, учитель информатики Раздольненской школы Оксана Сирица, — в нашей школе двое ребят проходили испытания олимпиады, один по профилю «Цифровые технологии в архитектуре», но он не смог выйти в финал, а Михаил в «Урбанистике» стал финалистом. Мы этого совсем не ожидали, казалось, что мало баллов набрали. А вообще, подготовка была для нас тяжелой. Много пришлось прочитать, отсмотреть видеоматериалы, чтобы пройти теоретическую часть. Для практической части необходимо было выполнить задания, посвященные отдельным аспектам развития территории: определению места наилучшего расположения объектов местности; выявлению процессов, протекающих на исследуемой территории; анализу транспортных и пешеходных потоков и т.п. Мы разрабатывали проект улучшения качества жизни в новосибирском Академгородке, чтобы он стал инновационным центром, которым наш регион мог бы гордиться. Мы с Михаилом ездили на место, анализировали информацию о транспортной, социальной инфраструктуре и т.п. Посмотрим, что ждет нас в финале. Анонсировано, что предстоит также разработать проект развития территорий. Михаил очень переживает, готовится. Всё-таки у нас обычная школа, мы изучаем все предметы на базовом уровне. Тем не менее стали активно включаться в разные новые направления деятельности, поучаствовали в хакатоне JuniorSkills. Я сама долгое время сомневалась, не решалась поработать с ребятами, но стоило начать, они с энтузиазмом всё приняли. Да, пусть у нас еще не всё получается, но детям нравится, они загорелись, хотят обязательно продолжить в следующем году.

— Амиржон Маматшехов участвует в олимпиаде НТИ первый год, — рассказал наставник школьника, учитель информатики Верх-Тулинской школы № 14 Вячеслав Бондарчук, — но образовательной робототехникой он занимается уже три года. В 2019 году он был призером в номинации «АгроКомтеры» на Всероссийском конкурсе «АгроНТИ» в Альметьевске, в 2020 году вышел в финал «РобоФест», правда, из-за пандемии в Москву не смог поехать. Амиржон больше занимается самостоятельно, много решает задач. Тут если ребенок сам не подготовлен, сам не вник, он не справится. На первом отборочном этапе решал задачи по физике и информатике, задачи второго этапа направлены на изучение строения и систем управления беспилотными летательными аппаратами, программирование, работу с операционной системой для роботов. Впереди финал, посмотрим, что нас ждет.

Кружковое движение НТИ реализуется в рамках национального проекта «Образование», поэтому включенным в движение образовательным организациям оказывается поддержка на государственном уровне.

— В этом году для участия в олимпиаде особого технологического оснащениям нашим участникам не требовалось, — пояснила Татьяна Большова. — В основном предполагалась работа на компьютере со специальным программным обеспечением, исключение — Верх-Тулинская школа, но там кружок робототехники уже существует, потому необходимая база есть. Будем надеяться, что активность школьников будет только расти, всё больше образовательных организаций будут включены в КД НТИ, будут участвовать в большем количестве профилей.

Татьяна Кузина, фото предоставлено Татьяной Большовой