Дальше отступать некуда

По итогам работы за прошлый отчетный период система образования Новосибирского района потеряла два пункта в рейтинге и опустилась с 32-го места на 34-е.

Эта тревожная статистика про- звучала 24 марта на расширенной коллегии педагогических работников, которая прошла в зале заседаний администрации района с участием главы Андрея Михайлова, председателя Совета депутатов Сергея Гарцуева и заместителя главы администрации, курирующего образование, Сергея Носова.

Открывая работу коллегии, глава района отметил тревожную тенденцию: идем мы пока ровно, но дальше опускаться уже некуда, в рейтинге систем образования области из 35 позиций район сегодня занимает предпоследнюю строчку. «Задача сегодняшней коллегии — профессиональный разбор ситуации, — подчеркнул глава района. — Понятно, что есть объективные и субъективные причины, но надо выстраивать систему эффективного взаимодействия и с Управлением образования, и между различными направлениями. Нам надо проанализировать и понять, почему мы по ЕГЭ проваливаемся, почему теряем качественные показатели. Всё это — большая и важная задача, над которой мы вместе должны работать. Нам нужен профессиональный диалог».

Разговор начался с анализа, который представила присутствующим начальник Управления образования Юлия Кузнецова. В докладе Юлии Владимировны прозвучали как обнадеживающие факты, так и весьма тревожные. К первым относится, например, весьма успешное исполнение сразу нескольких национальных проектов: «Демография» (введены новые 220 мест в Криводановке, за счет районных средств открыто 240 новых ясельных мест, в четырех детских садах и четырех школах), «Жилье и городская среда» (открыта гимназия «Краснообская» на 1100 мест, строятся школы в с. Верх-Тула и в п. Восход, идет работа по оформлению земельного участка для новой школы в с. Марусино, подана заявка на строительство детского сада, в том числе на основе ГЧП), «Информационная инфраструктура» (в 26 школах Новосибирского района за счет средств областного бюджета реализованы мероприятия по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры: установка сетевого оборудования, точек доступа беспроводной связи, систем видеонаблюдения, систем контроля и управления доступом, стабилизации электроснабжения), «Образование» (открыто 77 новых мест для дополнительного образования детей в пяти школах и двух учреждениях дополнительного образования, открыты два центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на базе Боровской СОШ № 84 и Раздольненской СОШ № 19). «Участие в нацпроектах позволяет привлекать дополнительное финансирование в муниципальную сферу образования на обновление материально-технической базы», — подчеркнула Юлия Владимировна.

Поскольку коллегия собиралась не для того, чтобы почивать на лаврах от успехов, достаточно быстро руководитель районного образования перешла к проблемным местам. Так, практически каждую неделю поступает информация о нарушениях законодательства по организации горячего питания. «Уважаемые коллеги, организация горячего питания находится на личном контроле президента, учимся работать по требованиям с сентября, поэтому в случае повторного выявления нарушений требований законодательства Управление образования будет вносить предложения о вынесении дисциплинарных взысканий», — предупредила коллег Кузнецова.

Основная задача школы — образование, его качество в районе хромает, честно признались себе педагоги на коллегии. Качество учебных результатов выпускников по сравнению с 2019 годом в 2020 году снизилось (снижение на 13 позиций в рейтинге муниципалитетов, с 20-го на 33-е место в 2020 году). По итогам мониторинга муниципальных систем общего образования — 34-е место. Лишь по трем предметам — истории, английскому и немецкому — средний балл по ЕГЭ у выпускников Новосибирского района превышает средний балл по области, по остальным предметам он ниже. Неутешительны итоги и всероссийских проверочных работ, которые проводились осенью 2020 года. Абсолютная успеваемость по Новосибирскому району за первое полугодие — 98%, качественная успеваемость (на 4 и 5) — всего 36%. Отличников — 981 обучающийся из 17 615 учеников.

По тому, насколько откровенно были обозначены минусы сегодняшнего дня, стало понятно: районное образование не намерено замалчивать проблемы. О наболевшем говорили не только районные руководители, но и участники коллегии — директора школ, заведующие детских садов, специалисты. Все были единодушны: нужно срочно вырабатывать стратегию, которая поможет совершить качественный рывок и «вытащит» наше образование на более высокие качественные показатели. Более конкретные шаги будут обсуждаться во время работы методических объединений и на заседании совета директоров школ. Решения надо принимать быстро, времени на раскачку нет, перед образованием страны, региона и района стоят амбициозные задачи — вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира в сфере образования; Новосибирской области — в пятерку лучших регионов страны и по поручению главы района — за три года войти в десятку ведущих районов Новосибирской области по качеству общего образования.

Ирина Полевая