Любовь преодолеет всё

Передо мной — ребенок необычной судьбы. Зовут его Валентин Наумов, а учится он в 8-м «А» средней общеобразовательной школы № 18 на ст. Мочище. Достает из портфеля кучу медалей за победы и призовые места на разного рода лыжных соревнованиях. В Новосибирском районе Валентину в его возрастной категории равных нет, он — сильнейший.

Помогает мальчику распутать медальный клубок заместитель директора школы по воспитательной работе Олеся Николаевна Мягкова чисто по-родственному, по-семейному: кроме того, что молодая женщина — завуч школы, она еще двоюродная сестра Валентина и его опекун. Если знать о драматических коллизиях жизни этого мальчика, то стоит только порадоваться тому, что происходит сейчас. А ведь ничего, казалось, таких коллизий не предвещало.

— Валентин — спортсмен, у него одна такая ярко выраженная направленность, — рассказывает Олеся Николаевна. — Почему так получилось? У него родители — спортсмены, мама — мастер спорта по лыжным гонкам и папа тоже мастер спорта. Но ребенок сейчас сирота, ни мамы, ни папы нет. Сначала ушел из жизни отец, когда мальчику было полтора года, он готовил лыжню для соревнований — и приступ, сердце не выдержало. А скоро будет три года, как умерла мама от онкологии. Я его опекун, моя мама — его тетя, он мне, получается, двоюродный брат. У нас личные и родственные отношения; всегда дружили семьями, много времени проводили вместе, хорошо знаем друг друга. Мы поддерживаем в нем эту спортивную традицию. Мама его, Евгения Егоровна, с ним много занималась — года, наверное, в три или в четыре Валентин уже стоял на лыжах. А с первого класса, когда уже стало возможно участие в каких-то соревнованиях, она его везде возила — теперь продолжаем мы. Очень, конечно, стараемся, чтобы ему было комфортно. Жили ведь мы, повторюсь, очень тесно, постоянно общались. Валина мама работала у нас в школе учителем физкультуры — и даже здесь мы постоянно виделись. Валентин рос у нас на глазах, и потому, когда мамы не стало, это, наверное, было для него меньшим стрессом, чем могло быть при каких-то других обстоятельствах. Семья — не чужая, семья осталась…

— Я хотела бы добавить, — подключается к разговору директор школы Тамара Степановна Мыльникова. — Олеся Николаевна — умничка, молодец. Она не считается с личным временем, со временем заботы о ребенке: вывозит Валентина на все тренировки; купили для него спортивные костюмы, лыжи дорогие, ботинки; постоянно ездит на соревнования, а это порой не близко. В общем, все время с ним; он чувствует с её стороны заботу… А его я помню, когда они только приехали и он пошел в первый класс. Евгения Егоровна — на лыжах, и он рядом с ней. И побежали. Бегут — он такой еще маленький, но так у него всё ловко получалось! Я всегда диву давалась, как можно так здорово приучать с малых лет к спорту.

— Сейчас он занимается лыжами в спортивной школе в Пашино, — продолжает Олеся Николаевна Мягкова, — иногда занятия проходят в городском микрорайоне Стрижи, там тоже есть спортшкола. Его уже приглашали в школу олимпийского резерва, но вся проблема в том, что она интернатного типа, только в выходные и на каникулы Валентин может быть с нами. Но ни мы — я и муж — к этому не готовы, ни Валентин. Со следующего года он пойдет еще в биатлонную школу — на гусинобродском комплексе; ребенок одаренный, и его способности, как говорят тренеры, позволяют ему рассчитывать на большое спортивное будущее. Не одна я, конечно, занимаюсь его воспитанием — вся наша семья…

Плюс школа, где придерживаются принципа, что тот, кто учится с двойки на тройку, не может быть хорошим спортсменом, а может быть им лишь тот, кто учится хорошо. Вот и Валентин — хорошист, хотя не все предметы любимы им, даются ему легко, по его собственному признанию. Но перед трудностями он старается не пасовать, точно так же, как не привык пасовать перед соперниками-сверстниками на лыжне.

В то же время, говорит Тамара Степановна, в отношении учебы (есть ведь и любимые предметы) всегда активен: тянет руку, отвечает на вопросы; вообще очень открытый, позитивный ребенок. Семья и школа (а это, складывается такое впечатление, одна большая семья), конечно, помогают ему, но решения принимает он сам, никто не ограничивает его свободу выбора. Я, кажется, понял, почему биатлон: Валентин — поклонник недавно окончившего спортивную карьеру лучшего биатлониста планеты за два десятилетия XXI века француза Мартена Фуркада, и, возможно, талант и удача позволят мальчику добиться того же успеха: «обмен» между лыжами и биатлоном вполне реален, это не такая уж редкость в мировой и отечественной практике. Ориентиры у ребенка что надо, самые высокие.

Но спортивные кумиры по жизни, примеры для подражания у него совсем другие. «Мои мама и папа», — так ответил на поставленный вопрос Валентин Наумов. Честно сказать, меня потрясло это признание. Можно ли найти лучшую дань памяти родителям — «чтобы о нас помнили»? Да, их помнят, потому что не забывали никогда и не просто помнят, а стараются продолжить их дело, довести его до тех спортивных высот, о каких для своего ребенка мечтали, наверное, и сами родители. По крайней мере, первый спортивный наставник Валентина — именно мама. Как же по жизни не сделать все для того, чтобы она могла бы, сложись жизнь по-другому, гордиться им, как иначе сказать ей спасибо за всё? Боль осталась; она может утихнуть, но вряд ли когда-нибудь уйдет навсегда. Вот так одна фраза может приоткрыть сущность человека, его мысли, переживания…

Валентин — упорный, целеустремленный парень, но, знаете, весь тот позитив, о котором говорила директор школы и который виден в нем невооруженным глазом, всю его нынешнюю устремленность в будущее, его работу на тренировках как работу над самим собой, трудно было бы предположить, не будь рядом родных, любящих его людей, не будь такой атмосферы вокруг.

Юрий Малютин, фото автора