По волнам моей радости

То, что жизнь Светланы Ширяевой, победителя муниципального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года», учителя-логопеда детского сада «Елочка» села Барышево, будет связана с педагогикой — в этом практически не возникало сомнений ни у окружающих Светлану Матвеевну людей, ни у неё самой.

Причем с самого начала трудовой деятельности, с учебы по профилю. Слишком уж в ней просматривались черты будущего педагога, истинное (то есть единственное) призвание которого — работать с детьми. Никакие естественные в молодом возрасте колебания не могли этому помешать.

Осознанный выбор

Почему об этом говорю? А был такой факт в биографии Светланы Матвеевны — лет семнадцать назад, — о котором мимоходом поведала заведующая детским садом «Елочка» Татьяна Сусоева: «Два года ее уговаривала прийти на работу в наш детский сад». Тут два момента. Просто так, согласитесь, два года не уговаривают: значит, было за что. А второй… Может, дело вовсе не в колебаниях, а в повышенном чувстве ответственности к себе при вхождении в профессию? Своего, как вы, наверное, уже поняли, заведующая в итоге добилась: уговорила. Вот что говорит сама Светлана Матвеевна:

— Так случилось, что решила стать воспитателем я давно. Сразу после школы окончила педагогический колледж № 1 им. А. С. Макаренко в Новосибирске. Но в профессии оказалась не сразу — был такой жизненный промежуток. И уже взрослым, состоявшимся человеком решила: вернусь в педагогику, потому что хочу, это мое. В детский сад «Елочка» пришла, когда у меня уже было двое детей. В это время я училась на факультете «Коррекционная педагогика, логопедия» НГПУ, окончив который получила специальность учителя-логопеда. И вот стала логопедом в детского саду, немного, правда, поработав воспитателем. И ни разу с 2006 года — в декабре будет 15 лет, как я работаю в «Елочке», — об этом не пожалела. Это был вполне осознанный выбор.

— Да, по специальности я учитель-логопед, — продолжает Светлана Матвеевна, — но все коррекционные занятия мы проводим в формате игры, и в этом ничем от других воспитателей не отличаемся. Чем интересна моя работа? Каждый день — неожиданный. Идешь и не знаешь, как это день продолжится, чем закончится; как дети среагируют на то, что я им предлагаю. Мы называем наших детей особыми. Конечно, у них есть какие-то трудности с произношением… С одной стороны, трудно, а с другой, очень интересно. Маленькие дети — открытые, они очень любят тех, кто с ними работает… Я, может, говорю шаблонные слова, но это на самом деле так.

Несказанная радость

Детей набирают на два года занятий. Педагог приходит в уже готовую, сформированную группу и берет оттуда детей, которым нужна помощь логопеда. Конечно, не все дети требуют «логопедического вмешательства», но процент нуждающихся в помощи специалиста всё равно очень высокий.

— Если в группе, допустим, 30 детей, то примерно половина из них — мои, — говорит Светлана Ширяева. — Что главное в моей работе? Несказанная радость, когда дети начинают произносить определенные звуки, которые раньше им не давались. Начинают не просто выговаривать слова, а передавать связные мысли. Есть, конечно, дети, которым вначале трудно вообще общаться, но таких — маленький процент, но и с ними наша работа со временем дает результат. Когда выпускник, встретив меня, отчетливо говорит: «Здравствуйте! Как ваши дела?», — я понимаю, что мой вклад в его жизнь есть — вот он налицо. Наша задача не в том, чтобы их научить выговаривать правильно какие-то звуки — нет, правильно выговаривать слова, правильно их складывать, правильно строить предложения, правильно общаться. Это тоже очень важно. Речевые проблемы в школе дают о себе знать еще в большей степени. Поэтому, готовя детей к учебе, мы стараемся максимально решить все проблемы. И учителя начальных классов за это нас благодарят — есть такие примеры.

Профессионал учится всегда

Работа «забирает» нашу героиню с утра до вечера. Но каждое утро она в детском саду с новыми силами. Мысли об образовательном процессе и дома не оставляют: надо вот это бы попробовать, это изменить. Светлана Матвеевна вкладывает в дело все свои силы, но ведь, что удивительно, работа не «выжимает»! Опять же избитый шаблон: случайных людей здесь нет — те, кто не справляется профессионально или эмоционально, отсеиваются рано. А у «стажистов», как их называют коллеги, сил на всё хватает — и на работу с детьми, и на родителей детей, и на дом, и на семью.

— Я не знаю, — делится наша героиня, — склад ли характера у нас такой, или что другое… Общение с детьми дарит нам радость. А отдача от них просто невероятная. Только к каждому найди свой ключик, подари свою улыбку — всё, кажется, добились успеха. У нас замечательный педагогический коллектив. Всегда появляются новые идеи, возникает новое направление. Старший воспитатель Елена Александровна не дает останавливаться на достигнутом — и всё приходится начинать сначала. Вчера ты казалась себе профессионалом, а сегодня это нужно еще доказать. Это как волны. Поднялась на гребень одной волны, а следом — уже другая. Профессионализм — это бесконечная учеба.

Промежуточная вершина

— Я увидела, поняла, что Светлана Матвеевна готова в этом году быть участницей профессионального конкурса, — говорит Елена Матюхина. — Это её год, она достигла определенной вершины профессионализма. Мы совместно, всем коллективом заняли второе место в областном конкурсе «Эффективные практики обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Недавно у нас был семинар российского уровня, на котором присутствовали 280 педагогов от Крыма до Якутска, и Светлана Матвеевна просто шикарно смотрелась на нем как профессионал. Вот и поступило к ней предложение участвовать в конкурсе. Она на него откликнулась, можно даже сказать, радостно, хотя, конечно, всё обдумала и взвесила.

«Мне легко работать с детьми — трудно выступать перед людьми», — так формулирует свою позицию Светлана Ширяева. Только сильно ли способствовало её успеху то, что из-за пандемии конкурс проходил в онлайн-режиме (конкурсная комиссия оценивала выступления участниц по видео, присланным с мест), и то, что показывала свой профессионализм номинант в работе со своими детьми, а не с чужими? Думается, вряд ли. Во-первых, все маленькие дети в смысле открытости похожи, а во-вторых, в 2014 году Светлана Ширяева уже участвовала в конкурсе «Логопед года», проходившем в обычных условиях, и стала его лауреатом, заняв второе место. «Воспитатель года», по её мнению, всё-таки более серьезный, широкий конкурс. Надо было представить мероприятие с детьми, написать эссе и продемонстрировать свой сайт в качестве интернет-ресурса.

— С сайтами наше учреждение, спасибо Елене Александровне, уже давно работает, нас на это дело «раскачали», у каждого педагога есть своя страница на сайте детского сада, поэтому было легко, — считает педагог. — Занятия с детьми? Мы их проводим каждый день, часто придумывая что-то новое, что было бы сюрпризом, неожиданностью для детей. Сложно не это — сложно красиво выглядеть на публике…

Но, видимо, получилось и это, потому что истинный профессионал, когда он увлеченно работает с детьми, всегда красив. Победу педагога «Елочки» в конечном итоге обусловила горячая поддержка коллег, причем не только из её дошкольного учреждения, но и из других детских садов района. А также новые подходы, новые технологии, адаптированные учителем-логопедом к коррекционной, логопедической работе с детьми в рамках новаторской системы STEM-образования, апробируемой в «Елочке». Ну и, разумеется, негласная поддержка самих воспитанников Светланы Матвеевны, отталкивающейся от принципа: «Самое страшное — это когда ребенку на твоем занятии стало скучно». Участие детей коррекционных групп в таких проектах, как детсадовская мультстудия «Я творю мир» и в «биботах» (от английского beebot) — игре «Умная пчела» — значительно раздвигает «горизонты эффективности» в работе с особыми детьми. Они ведь вряд ли даже догадываются о том, что, озвучивая мультфильмы и подражая голосам животных, жужжанию той же пчелы, они улучшают свои речевые характеристики. Это вообще принцип современной педагогики — ненавязчиво, неакцентированно, в виде «совсем вроде бы другой игры» добиваться искомого результата.

Впереди — региональный этап. Делиться секретными наработками районного воспитателя года в процессе подготовки к областному конкурсу мы не будем, но уверяем вас, что такие наработки существуют и чем удивить своих коллег, а заодно и членов конкурсной комиссии есть. Словом, поставленная задача — попасть в семерку финалистов регионального этапа для участия уже в «живом» конкурсе — к числу нереальных не относится. Дело не в амбициях, а в понимании одной простой вещи: ты работаешь исключительно ради работы с детьми; играя честно на этом поле, проиграть невозможно. Человек, нашедший свое место в жизни, — всегда победитель.

Юрий Малютин, фото из архива С. Ширяевой