Потенциал поддержки может вырасти

Предоставление льгот ветеранам Великой Отечественной войны в полном объеме, в частности по ремонту жилья, — важнейшая задача, стоящая, однако, не только перед органами социальной защиты населения. Решение её во многом зависит и от целенаправленной работы администраций поселений, и от усилий членов семей ветеранов.

Мы побеседовали на эту тему с начальником отдела социального обслуживания населения администрации Новосибирского района Валентиной Корогод.

— В рамках реализации государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми Новосибирской области» министерством труда и социального развития региона ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам, вдовам участников войны, жителям блокадного Ленинграда предоставляется денежная выплата на улучшение социально-бытовых условий. Социальная поддержка этой категории граждан контролируется со стороны исполнительных органов государственной власти. Денежная выплата носит целевой характер, направляется она на проведение капитального и текущего ремонта жилого помещения, находящегося в собственности ветеранов и расположенного в нашем случае на территории Новосибирского района. Величина денежной выплаты зависит от сметной стоимости ремонта, но не может превышать 49 400 руб. Предоставляется выплата не чаще одного раза в три года. Самое главное тут, опять подчеркну, чтобы ветераны, труженики тыла, участники войны, вдовы участников войны были собственниками жилья. Тем, кто ими не является, мы, к сожалению, помощь по закону оказать не можем.

— То есть это уже забота собственников жилых помещений, где проживают ветераны?

— Совершенно верно. На территории района в данный момент проживают 326 тружеников тыла; 17 участников Великой Отечественной войны, 9 жителей блокадного Ленинграда. Все они подпадают под льготу по ремонту жилья. Довольно много, согласитесь. Тем не менее обращений за предоставлением такой поддержки недостаточно. А ведь она не требует предоставления большого количества документов. Нужны паспорт, удостоверение ветерана, подтверждающее льготную категорию, выписка из домовой книги о том, что гражданин зарегистрирован по данному адресу, свидетельство о праве собственности либо выписка из Единого государственного реестра недвижимости, смета на ремонт жилого помещения и лицевой счет, куда можно было бы перечислить денежные средства. Вот основные документы, которые необходимо собрать, — больших хлопот это не доставит при условии помощи со стороны членов семьи ветерана.

— С чем могут быть связаны отказы в предоставлении льготы?

— Отказ, повторяю, возможен только в том случае, если ветеран не является собственником жилого помещения. Других причин нет. Но подобные обращения имеют место. Дети некоторых ветеранов хотели бы воспользоваться льготами родителей — получить данную выплату, но российское законодательство трактует эту ситуацию однозначно, о чем уже говорилось: за состоянием жилья в этом случае должны следить сами дети ветерана. Если говорить о количестве отказов, то в текущем году по вышеупомянутой причине с нашей стороны был только один. «Отказники» отсеиваются еще на уровне поселений, где специалисты сельских и поселковых администрации проводят соответствующую работу — до них доведен порядок предоставления льготы по ремонту. И никакие ходатайства тут помочь не могут — закон есть закон.

— А скольким ветеранам в районе такая помощь была оказана, скажем, за последние пять лет?

— За пять лет выплату на ремонт получили 24 ветерана, за 2020 год — три ветерана. В текущем году подано уже два заявления — они переданы в Минсоцразвития региона. Комиссионно принимается решение, и денежная выплата поступает на счет ветерана — собственника жилья. После того как гражданин произвел ремонт, ему необходимо отчитаться об использовании денежных средств, он должен предоставить чеки и написать объяснительную записку, на что деньги были потрачены, на какую сумму был произведен ремонт. Бесконтрольным этот процесс не остается, хочется еще раз напомнить. Есть определенное обязательство — гражданин подписывает документ, где обязуется потратить денежные средства по их прямому назначению, или, по-другому, в целевом направлении: ни на что другое деньги потрачены быть не могут.

— Исходя из приведенных вами данных, можно ли сказать, что потенциал помощи задействован не до конца?

— Обращений на самом деле могло бы быть больше, если бы сельские советы, которых информируем мы, чаще, в свою очередь, информировали своих жителей о данной льготе. На местах сельсоветы должны стопроцентно отрабатывать это направление, но не везде, к сожалению, такое происходит…

— Если бы всё обстояло идеальным образом, сколько бы обращений от ветеранов могло поступить в соцзащиту в год — предположительно?

— Согласно финансированию — сколько выделяется денежных средств на это направление, мы бы могли охватить в год не менее 30 человек, то есть на порядок больше, чем сейчас. Средства выделяются, но они не востребованы. Поэтому и профильное министерство, и администрация Новосибирского района очень заинтересованы в том, чтобы ситуация изменилась к лучшему, чтобы мы могли оказать бОльшую поддержку нашим ветеранам. Особенно это актуально звучит сейчас, в преддверии праздника 9 Мая. Обращений в год могло бы быть столько, сколько за пять лет. Сельсоветам необходимо взять под полный контроль ситуацию на местах.

— Из почти 350 льготников сколько ветеранов являются собственниками жилья?

— Мы такую статистику не ведем, это не входит в наши полномочия. Однако, исходя из данных по обращениям за последние пять лет, можно предположить, количество собственников невелико — примерно 5% от общего числа льготников. Тем не менее, несмотря на такой факт, потенциал поддержки может вырасти, пусть не на порядок, хотя бы в два-три раза, — всё равно будет здорово. Даже эти 5% собственников — это не три обращения в год (причем через три года можно написать заявление снова), а значительно больше.

Иными словами, выявлены далеко не все ветераны — собственники жилья на местах, или, по-другому, информация о льготе просто до них не дошла. Давайте действительно отработаем на 100% — и тогда увидим, сколько у нас реально ветеранов-льготников, нуждающихся в улучшении бытовых условий и желающих получить поддержку. У государства деньги на эти цели есть.

Юрий Малютин