Для любви к человеку пределов нет

Судьбы людей, которые подолгу работают в сферах, где требуется конкретная помощь другим, независимо от того, взрослые это или дети, часто складываются похожим образом. Сразу заметим: «подолгу», возможно, тут лишнее слово, потому что «помалу» просто не получается. Или человек уходит практически сразу, или – задерживается в профессии на всю жизнь

То же самое можно сказать о Наталье Веремейчик, специалисте отделения социальной реабилитации инвалидов Комплексного центра социального обслуживания населения «Добрыня». Есть такой характерный момент: на перепутье, когда молодому специалисту требуется определить для себя точку приложения своих сил, обязательно встречается человек, который указывает на нее, угадывает твое истинное предназначение. Таким человеком для Натальи Владимировны стала многолетний руководитель «Добрыни» Татьяна Жмылева. Она видела Веремейчик в профессии именно в качестве специалиста отделения социальной реабилитации. И уже через несколько минут беседы с самой Натальей Владимировной мне, пусть в общих чертах, где-то стало понятно, почему. Человек очень коммуникабельный, она умеет расположить к себе собеседника, акцентировать его внимание на тех моментах, которые не «замыливают» тему, не уводят от нее в сторону, а, наоборот, эту тему раскрывают. Невольно на своем месте представляешь людей, с которыми работает специалист – хочется не себя слушать, а ее, лишних вопросов не задавая. Потому что ответы на них «приходят» как-то сами собой, получаешь их во время общения.

Нерв профессии

– Образование у меня педагогическое – окончила педуниверситет по специальности «Учитель начальных классов» со специализацией учителя русского языка и литературы в среднем звене, – рассказывает Наталья Веремейчик. – Девять лет отработала в Мичуринской школе № 123 учителем русского языка и литературы. В 2003 году попала в центр «Добрыня» в отделение помощи семье и детям, сначала в качестве специалиста, работающего с документами, бумагами, потом – в качестве заведующей отделением. А затем получилось так (почему – об этом было сказано выше. – Прим. авт.), что перешла в отделение реабилитации инвалидов и задержалась здесь надолго, лет на 15 уже, наверное. В детстве очень много рисовала, окончила Краснообскую художественную школу. Там было много направлений, но мне оказалось ближе мое любимое увлечение – прикладное творчество. Не знала, что им придется заниматься и дальше, уже в работе с детьми-инвалидами. Мама говорила: «Заканчивай художественную школу, в жизни все пригодится». Вот и на самом деле пригодилось.

Такие «совпадения», конечно, не случайны. Достаточно осмотреться вокруг – и увидишь в кабинете, где работает специалист, множество работ прикладного характера, сделанных руками детей-инвалидов под руководством Натальи Владимировны. Согласитесь, что такие занятия куда легче проводить человеку с профессиональным начальным художественным образованием, тем более когда душа сама к этому лежит. Также не случайны, к слову, и коммуникативные способности – дар убеждения, умение находить общий язык с детьми и взрослыми и так далее. И это лишь необходимые составляющие профессии, однако не нерв ее . Главное, по мнению самой Натальи Веремейчик, «желание помогать» тем, ради кого ты работаешь. А таких людей – клиентов отделения реабилитации – без малого четыре с половиной сотни человек в нашем районе. Если это желание есть, и пока оно есть, всё остальное приложится.

Прийти на мастер-класс достаточно раз

– Занятия здесь у нас проходят с детьми-инвалидами и взрослыми-инвалидами, – продолжает Наталья Владимировна. – Бывают они как групповые, так и индивидуальные. Развита у нас и выездная деятельность. Команда состоит из двух специалистов по реабилитации и психолога. Я провожу мастер-классы, занимаюсь творчеством с нашими клиентами. Они должны что-то сделать своими руками, чему-то научиться. Учим и родителей детей-инвалидов, чтобы они потом в домашних условиях продолжали заниматься реабилитацией своего ребенка, развитием его творческих способностей, моторики. Взрослым людям, стоящим на учете в Центре, предлагаем такие же занятия. «Ой, я не могу (или не хочу), никогда раньше эти не занималась», – бывает порой такая реакция. Но приглашаем человека в кабинет, показываем, как все это делается, и у него возникает интерес, соглашается попробовать.

Что ж, к Веремейчик на мастер-класс достаточно прийти только раз, чтобы из творческого процесса не выходить уже никогда. «Нет пределов фантазии у Натальи Владимировны…», – пишет по этому поводу пенсионерка из Шилово Надежда Сафаева (героиня, кстати, одного из материалов газеты). Она автор душевных стихов, посвященных тем, у кого, действительно, есть огромное ЖЕЛАНИЕ ПОМОГАТЬ – медицинским и социальным работникам, и рукопись ее стихотворения, взятая в рамку, красуется на стене кабинета отделения реабилитации. Такие отзывы дорогого стоят. Но если уж, по слову поэта, «доходить до самой сути», это всего лишь следствие, а не причина. А причина в том, что нет, видимо, других пределов – пределов любви к людям, с которыми ты занимаешься творчеством, будь то аппликация, флористика или джутовая филигрань. Любая фантазия – отсюда. Та же самая история даже не с детьми-инвалидами, а их родителями. Они ведь у Натальи Владимировны не сидят где-то в сторонке, а занимаются вместе с детьми. И здесь порой приходится слышать: «Мой ребенок никогда этого не сможет сделать». Но несколько занятий, и картина меняется. Оказывается, и ребенок смог, и у родителей уже совершенно другой настрой.

Далёких детей не бывает

В последнее время работа по реабилитации из Центра в Краснообске всё больше перемещается на места, в села, особенно отдаленные. Недавно запущена специальная программа по семейной микрореабилитации детей-инвалидов. Цель ее – обучить родителей, чтобы они самостоятельно занимались со своими детьми. Не всегда, но часто опять же следует вначале: «Мы этого не умеем», а заканчивается всё увлекательной творческой работой дома, и это крепит, объединяет семьи.

Самый счастливый момент для Натальи Владимировны, наверное, тот, когда у ребенка (а к каждому своему подопечному у нее индивидуальный подход, это ведь особенные дети) все получилось, и он покидает центр с готовой поделкой. Дети на ее занятиях улыбаются – не в этом ли и состоит «самая главная» реабилитация?

 Юрий Малютин, фото предоставлено Натальей Веремейчик