В доме, где цветной палисад

Дом непримечательный, старенький, ровесник села Борового. Но палисадник, огород бушуют яркими красками. Надежда Машарова занимается цветоводством уже 10 лет. Раньше жила в городе, но теперь ее туда не заманишь. На земле, в своем доме, жить лучше, считает она. А когда есть такое хобби – тем более.

Говорят, что цветы любят лег кую руку. Надежда Павловна из тех людей, у кого все получается само собой. Кинула семечко – появился росток. Воткнула прутик – вырос красивый куст.

Серые булыжные камни окаймляют придомовой цветник за оградой. Здесь нет особой экзотики: белые лилейники перемежаются с алыми полевыми маками, пестрые листья хосты с пышной лобелией. И даже синий чертополох выглядит гордо и загадочно, маскируя старый дощатый забор.

– Дом-то наш угловой, я и проулок засаживаю, не только фасад. Люди говорят: спасибо, мимо вашего дома ходить приятно, – хозяйка улыбается, приглашает осмотреть усадьбу. А сама ныряет в сени. – У меня там плита включена, – поясняет она.

Цветник перед домом привлекает внимание жителей Борового

Деревенская усадьба – что-то особое. Тут даже дрова, сложенные горкой под забором, служат элементом ландшафтного дизайна. Трава-мурава с проплешинами радует своим естеством. Но это в ограде. В огороде ни травинки. Только декоративные травы в виде спиреи красиво обрамляют цветущие посадки. Словно по лабиринту я пробираюсь вдоль овощных грядок с обнажившимися головками лука, мимо теплицы и раскидистых кабачков к мощным зарослям лилией. Оттуда в розарий, затем к душистым флоксам, ромашкам, дельфиниуму. Цветы повсюду, кажется, они растут хаотично, сами по себе. И в этой легкой небрежности таится особый шарм: когда не по струночке, без бордюров и ограждений. Городской пейзаж уже приелся, а здесь душа отдыхает.

Надежда Павловна заманивает в дом. И сразу за стол, где дымятся оладьи.

– Из кабачков, по особому рецепту. Попробуйте угадать, что там.

Отказаться невозможно. Оладьи нежные, пышные.

– Может картошка? – вкус мне напомнил драники.

– Нет, только кабачок. Я его натираю на крупной терке, отжимаю, яйцо, мука, как обычно, потом соду добавляю, а в конце немного чеснока и лука, – диктует рецепт Надежда, не отрываясь от плиты.

– Сейчас еще внучка из города приедет с правнучкой, вот мы с бабушкой стараемся, обед готовим, – продолжает она.

Розы и лилии занимают добрую часть огорода

Бабушка Агнея Анатольевна, мама Надежды Павловны, чистит картошку. Ей 91 год. Это ее дом. В 1953 году из села Половинное, которое ушло под воды Обского водохранилища, она перебралась сюда, в Боровое. Муж служил в армии. Молодая Агнюша, как звали ее деревенские, обживалась как могла. Деревянный пятистенок помогли построить родные, переселенцам давали подъемные и стройматериал. На крышу денег не хватило. Крыли пластами земляного дерна. А после, когда возвратился муж и стали рождаться дети, дом расширился. Две комнаты пристроили из шлакоблока.

Вот так и стоит гибридный домишко. Надежда как могла его утеплила, отремонтировала. Перекрыла крышу, провела воду, сделала теплый туалет, вставила пластиковые окна. После смерти отца десять лет назад она перебралась сюда насовсем, чтобы ухаживать за мамой.

– Здесь я родилась, окончила нашу Боровскую школу № 84 и сразу уехала в город. Устроилась на завод, тогда это было модно, собирала магнитофоны, помните была марка «Нота»? Потом поступила в торговый институт, закончила, работала в тресте общественного питания завода Сибсельмаш. Все шло хорошо, но завод обанкротился, рухнул гигант. Пришлось начинать все сначала. Надежда кратко пересказывает страницы жизни, без вздохов и сожалений. Да, молодость прошла, она давно на пенсии, стала бабушкой и даже прабабушкой, но нрав остался по-прежнему молодой и веселый. На жизнь смотрит с оптимизмом, на цветы с восхищением.

– Отец был садовник, работал в пионерском лагере «Восток». И как-то раз принес домой книгу по цветоводству. Я как увидела картинки, обомлела: неужели все это можно выращивать? Мама, правда, всегда сажала флоксы в палисаднике. Здесь же елки вдоль улицы, они такие корни пустили, 14 метров, что ничего не растет. Только цветам и место. Отец ворчал, что мы землю переводим даром, но с каждым годом грядки сокращались. А теперь, видите, у меня пол-огорода в цветах. 10 соток, нам всего хватает, даже остается. Знакомая говорит: ты бы продавала, на базаре в городе все берут. А я хоть и в торговле работала, не люблю это. Так раздаю или меняюсь. По осени откапываю лишние саженцы. А как-то раз останавливается возле дома дорогая машина, у нас же тут коттеджи, люди богатые живут. «Смотрим на ваш цветник, как у вас все красиво! А у меня никак розы не приживаются. Дорогие сорта покупаю», — пожаловалась женщина. Что тут скажешь? Не только в сортах дело. Я сильно не трачусь. Вон, видите, на подоконнике черенки стоят. Сама выращиваю. Срезала из подаренного букета стебель, замочила в корневине и фитоспорине, это такие специальные средства обеззараживающие, и в землю под пластиковую бутылку. Это я в интернете узнала, – делится Надежда.

С цифровыми технология наша героиня «на ты». Подписана в соцсетях на блогеров по цветам, сама выкладывает красивые фото своих достижений, любит записывать сториз. Вот она на озере со своей собакой, тут собирает в поле иван-чай, а здесь на велосипеде объезжает окрестности.

Травянные чаи — любимые напитки в доме

– Знаете, почему у меня огород чистый без травы? Это заслуга мамы, — кивает на Агнею Анатольевну дочь. – Она всегда землю в чистоте держала. Трава же когда растет? Когда семена есть. А у нас им не давали завязаться. Травинка выросла – долой. Вот за 50 лет все сорняки вывели. Я сейчас удивлялась, как мама справлялась. Трое детей, хозяйство – корова, куры, бараны… Сама работала.

Баба Агнюша одобрительно кивает. Теперь ее эстафету держит дочь. Не только в огороде. Она и дымоходы чистит, и дрова запасает. Печь в доме тоже гибридная. Железный котел работает на дровах и угле, а труба подведена к кирпичной кладке, оставшейся от старой русской печи. Здесь все напополам из прошлого. Надежда сохраняет привычный деревенский стиль, лишь добавляя необходимое. Над старым бабушкиным комодом висит большой плазменный экран телевизора. На кухне любимый друг – мультиварка. Баба Агнюша на завтрак ест молочную кашу. Рядом стоит микроволновка, в ней разогревается булочка к чаю.

– Раньше мама любила крепкий чай, а теперь пьет только воду, без заварки. Наверное, организм подсказывает, говорят же, что чистая вода полезнее, – с беспокойством отмечает дочь. Но тут же в голосе прорываются веселые нотки. – Мама без работы не может. То фасоль переберет, то картошку почистит.

Агнея Анатольевна свое дело сделала: кастрюля с картошкой отправляется на плиту. Скоро приедут гости: ее праправнучка.

Покидая этот дом с подарками (луковицы декоративного чеснока и черенок флоксов, который я хочу вырастить самостоятельно по совету Надежды Павловны), я задумалась. Нет, дело не в цветах. Они, безусловно, красивы, дело в людях. Дожить до глубокой старости, увидеть своих праправнуков и быть нужной, или по крайней мере не обременять близких, что-то делать своими руками – это разве не счастье? …

А Надежда продала свою квартиру в городе. Зачем, если здесь есть дом и есть чем заняться. Есть цветы, огород и мама.

 Елена Азарова, фото автора