Максимальная прозрачность

Вопрос земельных ресурсов в Новосибирском районе всегда занимал и будет занимать первую строчку рейтинга популярности. Участки в муниципалитете дорогие и востребованные, поэтому различные политические и экономические силы то и дело пытаются «разыграть земельную карту». Особенно обостряются игры вокруг земли в периоды перед выборами. Об этом мы поговорили с первым заместителем главы администрации района Татьяной Сергеевой.

– Татьяна Николаевна, уже не в первый раз в публичном пространстве поднимается вопрос о том, каковы механизмы распределения земли в Новосибирском районе…

– Могу с уверенностью заявить, что в настоящее время механизмы распределения земли в районе максимально прозрачны. Для того, чтобы контролировать ситуацию, уже больше года в районе действует созданная по инициативе главы района Андрея Михайлова земельная комиссия. В нее вошли депутаты районного Совета и Законодательного собрания. Земельные участки всех категорий использования распределяются только после того, как это будет одобрено земельной комиссией.

– В районе прошла инвентаризация земель. Давайте напомним читателям, какие итоги она принесла.

– Действительно, долгое время специалисты районного казенного учреждения «Центр муниципальных услуг» занимались ревизией и инвентаризацией земель. Составлены реестр и карта свободных участков с указанием категории использования. Проделана колоссальная работа по выявлению свободных земель, сопоставлению данных по земельным участкам с данными Росреестра. На первом этапе мы ставили для себя задачу определить и зарезервировать в муниципалитетах землю под социальные объекты: медицинские, образовательные, культурные и спортивные учреждения. Второй этап – поиск участков под инвестиции. Все полученные сведения находятся в свободном доступе на сайте ЦМУ. Создан также инвестиционный атлас, который распространяется по различным каналам для привлечения в район инвесторов.

– В адрес ЦМУ (бывшее «Земельное бюро») не один год поступали претензии депутатов на тему раздутых штатов и вообще его бесполезности…

– В середине прошлого года мы реорганизовали эту организацию, оптимизировали ее работу. Штат сотрудников сократился с 64 до 49 человек, что дало экономию фонда заработной платы в размере почти девять миллионов в год. В то же время объем оказываемых услуг и производимых работ остался прежним, а в чем-то даже возрос. Например, ЦМУ теперь проводит огромную работу по взиманию задолженности по арендной плате. На 1 января 2020 года ее объем составлял почти 450 млн. руб., к началу следующего года в досудебном порядке ее удалось сократить на 30 млн. С остальными должниками работа идет в судебном порядке. Исключены из реестра недействующие договоры, предприятия-банкроты. Кроме того, в ходе инвентаризации земель были выявлены 207 участков, которые использовались арендаторами без каких-либо договоров вообще, то есть пользование землей не оплачивалось. У одного из таких арендаторов накопился долг с учетом пени около 60 млн. С ними тоже начата большая работа, которая принесет дополнительные доходы в бюджет. Кроме этого, изъяты у арендаторов 13 участков, которые не осваивались, это почти 7 га.

– Один из упреков, который периодически звучит в адрес администрации района – вы не выделяете землю льготникам, которые имеют на это право. Это действительно так, но каковы причины?

– Да, землю под строительство льготникам мы пока не выделяем, хотя она есть. Причина тут одна: отсутствие коммуникаций и инженерных сетей. По действующему законодательству мы обязаны ими обеспечить предоставляемый льготнику земельный участок. Люди получат землю, будут строиться, им нужны будут дороги, вода, газ, электричество. Посмотрите, что сейчас происходит в поселке Садовый, куда по решению суда район и область вынуждены проводить водопровод и газопровод, прокладывать дорогу, тротуары, освещение. Все это обходится в огромные деньги, в 362 млн бюджетных средств. У нас в районе есть еще несколько территорий с подобными проблемами: для обеспечения коммуникациями микрорайонов льготников в Марусино и Ярковском сельсовете необходимо почти 800 млн. руб. Ни район, ни область не в состоянии выделить такие деньги только на эти территории. Необходима разработка федеральной программы, с помощью которой можно было бы решать подобные проблемы во всей стране. Наши обращения уже отправлены в Совет муниципальных образований области, в профильные министерства и в правительство Новосибирской области.

– Татьяна Николаевна, есть ли примеры возврата незаконно розданных земель района в госсобственность?

– Конечно же есть. Нами во взаимодействии с прокуратурой Новосибирского района и департаментом имущества и земельных отношений в данном направлении проводится активная работа. В прошлом, 2020 году, по иску прокурора Новосибирского района Андрея Кузнецова было возращено 262 участка общей площадью 5229 га, в 2021 году – 651 участков, 143 га. Представляете себе: в госсобственность возвращено количество земель, практически соизмеримое с площадью города Искитима (6200 га)! В Толмачёвском сельсовете по уголовным делам возвращены 17 огромных участков площадью 5193 га. Вернулись 241 участок в Барышевском сельсовете, это 32,7 га. В Верх-Тулинском – 243 участка площадью 31 га. В Криводановском – 245 участков, 31,3 га, в Новолуговском – 173 участка, 22 га.

– Есть ли еще точки внимания в этом плане?

– Достаточно серьезная ситуация с землей в Мичуринском сельсовете, где тоже просматриваются признаки незаконного оформления участков. При анализе оснований оформления большого количества земли в собственность Мичуринского сельсовета с дальнейшей передачей их в собственность физических и юридических лиц усматриваются признаки неправомерности этих действий. К слову, эта тема не новая, она неоднократно освещалась в СМИ, например, на сайте Тайга.инфо. Со своей стороны, мы в этом году также обратили внимание прокуратуры и правоохранительных органов на эти факты.

Как видите, администрация Новосибирского района активно наводит порядок в сфере земельных отношений. В ответ на это заинтересованные лица предпринимают попытки дестабилизации политической обстановки в районе, попытки раскола районного Совета депутатов, то есть действуют по схеме, которая активно применялась в предыдущие пять лет и приносила успех. Депутатов и население отвлекают на политические интриги, и в это время происходят незаконные действия с землей. Эти заинтересованные в нестабильности лица сегодня, как мы видим, пытаются распространять недостоверную, а зачастую откровенно лживую информацию о деятельности администрации района. Такой дестабилизации, конечно, допускать нельзя. Учитывая большое количество резонансных дел по неправомерному выводу земель из государственной и муниципальной собственности, администрация Новосибирского района планирует выйти с предложением о создании рабочей группы с участием представителей прокуратуры района и представителей правоохранительных органов для более детального рассмотрения подозрительных операций с землей.

Виктор Марков