Тайна взаимной любви

Успех в образовании – это осознание собственного призвания, которому следуешь всю жизнь. Разными путями приходят педагоги в профессию, но исход всегда один: чтобы укрепиться в ней, ты должен стать Учителем, Воспитателем с большой буквы.

Когда с детьми комфортно – учить легко

В канун нового учебного года на традиционном августовском совещании педагогов района Галине Ладейщиковой, учителю начальных классов и русского языка Краснообской школы № 1, вручили высокую награду: Почетную грамоту Министерства просвещения РФ. К такому признанию труда учителя – в масштабе всей России – думается, имеет прямое отношение не только первая школа, где Галина Владимировна работает последние семь лет, но и те образовательные организации, где проходило ее становление как педагога, постигались тайны профессионального мастерства. Ведь в систему образования Новосибирского района Галина Владимировна (жительница, кстати, п. Мичуринский) пришла уже сложившимся человеком и учителем. Нет, даже, скорей, не «пришла», а органично влилась, быстро добившись признания коллег и, что самое главное, детей, своих любимых учеников (сколько бы ни было выпусков, ученики у Галины Владимировны всегда любимые). А что касается достижений новых высот в профессии, то ведь учиться учить никогда не поздно, если у тебя крепкая основа, если профессия – призвание.

«Пришла я в профессию во многом благодаря маме, Надежде Петровне Медведковой, она у меня тоже педагог, работала в детском саду, и со второго-третьего класса я ей помогала проводить праздники в дошкольном учреждении, так потихоньку втянулась, – рассказывает о своем пути в педагогику Галина Ладейщикова. – Когда закончила восемь классов, поступила в педучилище в Павлодаре в Казахстане. Там же поступила в педуниверситет на факультет русского языка и литературы. Отработала пять лет в начальной школе, а во вторую смену училась на дневном отделении вуза. Потом – переезд в Новосибирскую область, в Купинский район, там в школе отработала 16 лет учителем русского языка и литературы. Два образования, конечно, помогают. Вот сегодня, к примеру, «отвела» уроки в четвертом классе, затем пошла учить старшеклассников. И сердце при этом не разрывается, ведь малыши по-своему тоже взрослые, и главное, находить общий язык с теми и другими, понимать друг друга. Говорят, трудно сейчас работать с родителями. Я, со своей стороны, не могу сказать, что так совсем уж и трудно. Видно, мне везет на них».

Осваивать профессию педагога, по словам Галины Владимировны, ей было легко. Повезло встретить много хороших людей во всех коллективах, где трудилась. В 1-ю школу пришла на должность учителя начальных классов, опыт работы в началке снова оказался востребованным.

«Когда я прихожу домой и рассказываю мужу о трудностях в работе, о каких-то проблемах, – делится Галина Владимировна, – он мне в ответ: «Ты даже об этом говоришь с таким восхищением…Ты просто без школы жить не можешь». А ведь так оно и есть. Горжусь школой, люблю свое дело. Надо только, чтобы и ребятам, и тебе было одинаково интересно в классе».

Это не только результат новых технологий и инноваций в образовании, в согласии с которыми работает педагог. Это, в первую очередь, глубоко человеческие взаимоотношения, выстроенные в классах Галины Владимировны. В педагогике односторонней любви без отклика не бывает, она всегда взаимна. И именно она понуждает, не в последнюю очередь, одних учиться, а других учить.

«Я растворяюсь во всех…»

Эти слова, сказанные Еленой Вагиной, заместителем директора по воспитательной работе краснообского лицея № 13, уже в конце нашего разговора, на мой взгляд, достаточно точно передают ее человеческую и профессиональную сущность.

Она действительно растворяется во всем, что она делает: в событиях (так в лицее называют различные мероприятия), в детях, в коллегах, живет их интересами, погружается в их мир. Но при этом не теряет собственной индивидуальности, своего взгляда на вещи. Оттого и возникает взаимное притяжение. Результат его – совершено уникальная атмосфера, сложившаяся в 13-м лицее: лицеисты и их педагоги везде узнаваемы, их трудно спутать с другими представителями образовательной среды. В основе лицейского духа или, лучше сказать, братства, к которому причастны все, находящиеся в стенах учреждения, лежат высокая культура общения, уравновешенность, интеллигентность. Представить здесь ученика, дерзящего педагогу, или педагога, кричащего на ученика, просто невозможно. А учебные результаты между тем отменные: лицей – одна из лучших образовательных организаций Новосибирского района и области. В этом году, в ноябре, школа отметит свое тридцатилетие. И с самого начала, все эти годы в нем на первых ролях – Елена Вагина, которая в тандеме с легендой нашего образования, многолетним директором лицея Надеждой Лыловой, и коллегами, можно сказать, создала ту систему этических и эстетических ценностей, которыми живет лицей и по сей день, заложила традиции воспитательной и культурно-массовой работы в нем. Новый руководитель образовательной организации Наталья Зиновьева ведет лицейский корабль тем же курсом.

Высокая правительственная награда – нагрудный знак «Почетный работник воспитания и просвещения РФ», недавно врученная Елене Анатольевне, – это оценка ее вклада в становление нашего замечательного лицея. Сама она считает эту награду коллективной. Коллеги выдвинули своего главного воспитателя и организатора на вручение почетного знака. А то, как работает Елена Вагина и ее воспитанники, посчастливилось наблюдать на недавней торжественной линейке в честь Дня знаний. Елена Анатольевна была ведущей праздника. Обращали на себя внимание ее ярко выраженная театральная (читай: профессиональная) манера поведения на условной сцене и поставленный голос.

Ничего случайного в жизни не бывает. Пришла в профессию педагога Елена Вагина из сферы культуры в начале 90-х, окончив к тому времени театральное училище и институт культуры. Привела в 13-ю гимназию (тогда еще) своих детей… да так в ней и осталась, тем более что было на тот момент вакантное место. В результате выиграли все – и лицей, где культура процветает, и она сама, став за годы работы настоящим педагогом, тонким психологом ребячьих душ. А уж энергии и умения при организации событий (в лицейском понимания этого слова), воплощения в жизнь различных проектов режиссеру (по культурному образованию) Вагиной всегда было не занимать. А как замечательно читал на празднике стихи, посвященные открытию «Точки роста», дуэт ее воспитанников – одиннадцатиклассника и первоклассницы!

Так что закончить (если вести речь о взаимоотношениях Елены Анатольевны с лицеистами и коллегами) хотелось бы словами Пушкина: «Друзья мои, прекрасен наш союз!».

В «Теремке» живут счастливые люди

Детский сад – это совершенно особый мир со своей неповторимой атмосферой, которую иначе как атмосферой сказочного счастья не назовешь. Нет ощущения этой сказки в детском саду– значит, в дошкольном детстве что-то не так. От воспитателя требуется не просто быть привязанным к малышам, любить их, но и стать в моменты игр и занятий с ними столь же счастливым, как и они. Достаточно давно уже услышал такое определение (что сродни одной из граней профессии) в детском саду Криводановки и с тех пор не устаю удивляться его верности, когда доводится бывать в дошкольных учреждениях района. Именно в этом педагоги (и, разумеется, их руководители) порой удивительно похожи друг на друга. Более того, эти приливы счастья позволяют им на следующий день идти в любимый детский сад с новыми силами и ожидать следующих откровений.

«Попала я в «Теремок», можно сказать, случайно, – признается заведующая Наталья Столбунова. – Пришла сюда с ребенком, думала: поработаю маленько воспитателем и дальше буду определяться. До этого я получила образование социального педагога. И была у меня голубая мечта –хотела работать в милиции и помогать трудным подросткам. Это было не так уж и давно, в 2005 году. Но так получилось, что буквально с первого дня приросла душой к детскому саду, мечта сменилась, и ни о каком «маленько» вскоре речи уже не было. Первый день в детском саду – он же был и самый страшный. Я пришла работать во вторую смену, в три часа деток надо было поднимать, а у меня язык словно к гортани прилип, не могу ничего сказать, стою в растерянности. Нянечка у нас была, крепенькая такая, уже в возрасте, толкнула меня в бок: «Ну, чего ты стоишь?». – «Не знаю, что сказать». – «Что-что: ДЕТИ ВСТАВАЙТЕ!». Вот с этого «дети вставайте!», собственно, и началась моя педагогическая деятельность… В общем-то потом у меня не было сомнений, что делать, как делать, потому что всё идет от детей, от их потребностей. Они очень активны в своем познании окружающего мира, приходят в детский сад с огромным количеством вопросов, и получается, что ты просто поддерживаешь их инициативы. Поддержишь – и из ребенка в будущем вырастет хороший ученик, гражданин и патриот. Кстати, пришла я в детский сад с бритым затылком и до сих пор удивляюсь, как заведующая – Мария Семёновна Данченко, проработавшая в «Теремке» 33 года, меня взяла, что-то разглядела во мне… Наверное, эту неуемную энергию, какие-то постоянные инициативы, которым, к слову, Мария Семёновна никогда не мешала реализовываться».

Заметьте, «реализовываться», а не выдавать эти инициативы просто так. Неуемная энергия и инициативность – визитная карточка Натальи Николаевны и по сей день, на реализуемые инициативы своих коллег она реагирует точно так же: «Дерзайте!». Уже в 2011 году Столбунова была включена в кадровый резерв руководителей и через какое-то время сменила ушедшую на заслуженный отдых Марию Семёновну на ее посту. Опять думала, что поработает «маленько» и уйдет. И снова приросла, снова втянулась.

«Самое главное для меня было, – говорит Наталья Николаевна, – умерить свой пыл, свой темперамент, хотя в то же время именно они и помогали зажигать коллег, перестраивать их на работу в новом русле».

Баланса сил удалось достичь. С 12% количество педагогов с высшей категорией возросло до 51%… Сегодня «Теремок» – самый современный детский сад, в котором есть всё – передовые методики и формы работы, мобильный коллектив, нет только застоя. Но самое главное, что в «Теремке» живут счастливые люди – 60 взрослых и 300 детей плюс их родители. А двери для новых идей и новых детей открыты всегда.

Юрий Малютин, фото с сайта pixabay, Михаила Афанасьева и из личного архива героинь