Профессия на всю жизнь

Ветераны педагогического труда – гордость наших школ. Некоторые из них продолжают учить детей, а кое-кто и руководить педагогическими коллективами. И делают это так, что молодым коллегам есть чему поучиться. Как правило, эти люди если и не всю свою сознательную жизнь, то большую ее часть отдали родным школам, образованию Новосибирского района. О них и пойдет речь в этом материале.

Главное – воспитать человека

Отличник народного просвещения РФ, многолетний директор средней общеобразовательной школы № 18 ст. Мочище Тамара Степановна Мыльникова – одна из легенд нашего образования. Ее педагогический стаж насчитывает 55 лет. И большую часть этого времени Мыльникова отработала директором образовательных организаций. Сначала средней школы на ст. Сокур, а затем и родной школы № 18 (тогда школы-интерната железнодорожного ведомства).

Возвращение на родину состоялось при таких обстоятельствах. Тамару Степановну не назначали, ее… выбрали директором 18-й школы учителя и родители (выборы директоров школ тогда, в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века, были достаточно распространенным явлением). Уговаривали вернуться всем миром. Слишком уж тяжелый микроклимат сложился тогда в школе. Не было порядка, не было взаимопонимания в коллективе – не было и результатов. А Тамару Степановну хорошо знали в школе, ведь она работала там учителем химии и биологии. Много было тех, кто помнил ее и как старшую пионервожатую школы, активную, целеустремленную, любимую и членами пионерской организации, и учителями.

Но мало влюбить в себя детей и коллег, надо и самой полюбить их, влюбиться в свою профессию. Это произошло еще в начале педагогической деятельности Тамары Степановны. Как педагог, вполне осознавший свое призвание, человек с твердыми убеждениями, исповедующий непреходящие нравственные ценности, она сформировалась очень рано. Да и в качестве руководителя педагогического коллектива школы в Сокуре зарекомендовала себя лучшим образом. Переломный момент в жизни наступил: 1 апреля 1989 года Тамара Степановна возглавила школу № 18. И с тех пор, кажется, никто не пожалел о таком выборе – ни педагоги, ни родители, ни ученики, ни сама Мыльникова. «Пять лет ушло на то, чтобы развернуть школу, направить ее в рабочее русло», – вспоминает Тамара Степановна. И это не просто удалось сделать – это удалось сделать блестяще.

На базе школы в 1995 году был проведен педагогический семинар российского значения. Опыт образовательного учреждения станции Мочище по физическому и духовному воспитанию учащихся стал общим достоянием. А его руководитель был награжден знаком «Отличник народного просвещения». Но почивать на лаврах не стали, движение вверх продолжалось. Сегодня школа работает по 12 направлениям в рамках программы «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Школа ежегодно выпускает хорошо подготовленных и к дальнейшей учебе, и к жизни учеников (среди них немало медалистов и тех, кто набрал высокие баллы (вплоть до ста) в результате сдачи ЕГЭ). Многие выпускники школы лучшим образом проявили себя в самых разных сферах деятельности, стали гордостью школы. Их список год от году растет.

А в основе всего лежит та система воспитания и образования, которая была заложена Тамарой Степановной и ее коллегами еще в начале 90-х годов. И совершенно не случайно воспитание здесь поставлено на первое место. Именно в таком порядке их располагает сама Тамара Степановна. По ее глубокому убеждению, хорошо воспитанный человек (а трудолюбие, организованность, сознательность, ответственность, безусловно, тоже относятся к этому понятию) и лучше учится, и знания его ложатся на прочный нравственный фундамент. Вершина же воспитания – любовь к малой и большой Родине, служение Отечеству. Эту, на первый взгляд, простую логическую цепочку в 18-й школе выстраивают очень хорошо. В конце концов, воспитать полезного для общества человека и гражданина не менее сложная задача, чем выпустить из школы всего лишь образованного ученика; здесь пытаются совместить и то, и другое, и, как правило, добиваются поставленной цели.

Еще в 18-й школе хорошо развита система наставничества. По той простой причине, что в школе, по словам Тамары Степановны, к педагогам-ветеранам такое же трепетное отношение, как и к молодым учителям. Опыт первых «накладывается» на восприимчивость последних, а в результате получается крепкий спаянный коллектив, в котором комфортно жить и работать. А чем дружнее между собой учителя, тем дружнее и ученические коллективы.

Мечта и тех, и других, и, конечно, не в последнюю очередь, директора образовательной организации, – строительство нового здания школы. Это дало бы несоизмеримо большие возможности для развития детей, для выхода школы на новые рубежи. Так что движение вверх имеет четкую перспективу, оно продолжается и не закончится никогда.

Верность школе длиной в полвека

В выборе профессии у Людмилы Михайловны Масаловой, учителя математики основной школы № 161 ст. Издревая Барышевского сельсовета, особых сомнений никогда не было. Окончив новосибирское педагогическое училище № 2, она пришла в 161-ю школу учителем начальных классов и задержалась в ней на полвека.

Семь лет отработала по специальности, причем был такой период, когда работу с младшими школьниками Людмила Михайловна совмещала с работой старшей пионерской вожатой. И, надо сказать, то и другое получалось у нее неплохо. Но хотелось не то что чего-то большего (в школе, как известно, нет «малых» и «больших» учительских специальностей, профессия же одна – педагог), хотелось поработать в среднем звене, быть учителем-предметником. Любимый же предмет – математика. А поскольку у Людмилы Михайловны слова (то есть желания, мечты) никогда не расходились с делом, дальнейший путь, выбранный ею, был логичен. Она поступила в Новосибирский пединститут и потом стала работать по новой специальности в прежней школе.

На этом хотелось бы сделать особый акцент. Настолько теплые отношения сложились в коллективе, настолько был налажен контакт с учениками и родителями, что уходить отсюда никуда не хотелось. Да и жизненные обстоятельства тому способствовали. Определенные трудности в переходе на старшие классы, конечно, были, но поскольку работая старшей вожатой, Людмила Михайловна хорошо знала практически всех учеников школы, как и они ее, этот период в целом прошел достаточно безболезненно. Свой первый выпуск учитель до сих пор помнит.

Что же касается математики, то способности и любовь к предмету Масалова счастливо сочетает с его знанием и желанием постоянно это знание углублять и расширять, совершенствовать методику преподавания. Так что репутация «крепкий математик» у ветерана педагогического труда сложилась достаточно давно. И каждый ее новый выпуск эту репутацию только подтверждает. Поощрялась за свой труд, за успехи своих учеников Людмила Михайловна неоднократно. Однако для нее репутация крепкого педагога, воспитателя и вообще хорошего человека не менее важна. Более всего она ценит человеческие взаимоотношения с коллегами и учениками и старается никогда не терять их, не заменять на что-то другое. Оттого и поддерживает отношения со многими бывшими выпускниками. Надо ли говорить о том, что они платят учителю тем же?

Успешно проработать в школе полвека и не стать, не побоимся этого слова, Учителем с большой буквы, попросту нереально. Тем более что такую оценку дает не кто-то там сверху или со стороны; ее дают ученики, их родители и коллеги. Их мнение – очень мощный стимул. Людмила Михайловна продолжает свою работу в 161-й школе, а это гарантия того, что и с ее предметом, и с человеческими взаимоотношениями в классах, где она ведет уроки, все будет нормально.

Путь к учительской династии

В системе образования учитель немецкого языка Светлана Владимировна Чикан проработала 54 год. Из них 39 лет – в Берёзовской школе № 12. А ведь этого могло и не быть, если бы Светлане Владимировне в свое время удалось поступить в медицинский институт.

О профессии врача она мечтала с детства, буквально грезила ею. Но, наверное, не так уж и сильно, если после первой неудачи попыток поступить в медицинский вуз больше не было. Впрочем, тут скорее жизнь распорядилась по-другому. Надо было работать, определяться с профессией, и, пройдя среднее производственное обучение (была такая форма), Светлана Владимировна начала вести уроки в начальных классах одной из сельских восьмилетних школ. Два события – приход в Берёзовскую школу в 1982 году, где ее хорошо встретили, и учеба в Болотнинском педагогическом училище, пожалуй, окончательно и бесповоротно закрепили Светлану Чикан в профессии. Да и за предыдущие годы работы в школе она поняла, что педагог – это ее призвание, получалось и с детьми выстраивать отношения, и с коллегами. Ощущение, что ты – учитель, что тебя серьезно воспринимают именно в таком качестве, вообще незабываемо.

А с немецким языком получилось так: она настолько хорошо знала его в школе благодаря своему учителю немецкого языка, что и сама смогла впоследствии (с помощью, конечно, усиленных дополнительных занятий, самообразования, курсов повышения квалификации) учить ему детей. Именно учителем немецкого языка и работает Чикан в 12-й школе последние три года.

Репутация Светланы Владимировны как строгого и справедливого педагога никуда при этом, конечно, не ушла. Принцип у нее прежний: «Что заслужил – то и получил». Это не мешает учителю находить общий язык с учениками. Много выпусков начальной школы за плечами у Светланы Владимировны, много благодарных учеников. С годами строгость и принципиальность педагога ценится всё больше, люди отчетливо понимают, что у истоков пути в большую жизнь стоит именно она, «учительница первая моя». Это как первая любовь. Она может с годами подернуться дымкой, но не забудется уже никогда.

Кроме любимых учеников, у Светланы Владимировны есть еще одна большая радость: она стала основателем учительской династии. Уже четвертый год в Берёзовской школе работает учителем начальных классов ее внучка Маргарита. Пример бабушки оказался заразителен. Это ли не достижение, это ли не успех на жизненном и профессиональном пути для педагога?

Юрий Малютин, фото из личных архивов героинь