Были романтиками, энтузиастами…

У наших героинь не было сомнений, какую профессию выбрать. Любовь к школе и первой своей учительнице определила их дальнейшую судьбу. Без колебаний поехали учить детей в далекие села. Они были романтиками, энтузиастами. Мечтали изменить мир. И это удалось. Ветераны педагогического труда Лариса Гнутова и Валентина Царькова более 50 лет отработали в системе образования и остаются верными своему делу до сих пор.

Чтобы помнили…

– Родом я из Казахстана. Отец прошел всю войну, мама – труженица тыла. В послевоенные годы родители осваивали целину в Кокчетавской области. Никто не мог предположить, что через много лет страна распадется, и Казахстан станет заграницей, – рассказывает о себе Валентина Андреевна Царькова. – На выбор профессии повлияла моя первая учительница – Надежда Петровна Авдеенко, она была педагогом от бога, я просто была в нее влюблена и во всем ей подражала. Игра в школу была самой любимой в детстве, я знала, что непременно стану учителем, когда вырасту.

В Кокчетавской области не хватало учителей. И сразу на выпускных экзаменах Валентину и еще несколько десятиклассников пригласили пройти краткосрочные учительские курсы. Достаточно было написать диктант на 4 и 5. Вот так через два месяца она стала учить детей начальных классов. Через год поступила в педучилище, и сразу была зачислена на 3 курс, как имеющая опыт работы. Поработав в селе два года, продолжила учебу в Усть-Каменогорском педагогическом институте по направлению «Учитель географии». Валентина Андреевна любила свой предмет, любила школу, но руководство убедило перейти в институт усовершенствования учителей на методическую работу. Более двадцати лет она заведовала кабинетом географии института, разрабатывала преподавательские методики, была заместителем директора института… Но произошел распад Советского Союза, русскоязычное население стало уезжать.

– В Новосибирскую область меня позвали друзья, коллеги-учителя, – вспоминает историю своего переезда в Россию Валентина Царькова. – Я согласилась и не пожалела. Считаю, что мне повезло. Особенно с работой, меня взяли в управление образования Новосибирского района заведующей методическим кабинетом. В 2005 году был создан информационно-методический центр, в котором я работала директором. После выхода на пенсию еще десять лет отработала методистом на Станции юных натуралистов в Краснообске. Когда уходила, думала, что всё, хватит, буду отдыхать. Но не прошло и полугода, поступило новое предложение.

Людмила Лобанова, председатель Совета ветеранов Новосибирского района, попросила Валентину Царькову возглавить работу по созданию музея развития народного образования Новосибирского района. В прошлом году районному отделу исполнилось 80 лет. Ну как тут откажешь!

– Новосибирский район славился талантами, – делится Валентина Андреевна. – Их имена давно стали легендами. Это наши звезды, бриллианты! Многие имеют высокие звания и награды. Заслуженные учителя России: Галина Алексеевна Теплова, Лидия Николаевна Ниятченко, Валентина Федоровна Григорьева, Альбина Васильевна Кудасова, Нина Николаевна Кидло, Надежда Даниловна Лылова, Василий Иванович Киппа и много-много других. А сколько у нас отличников образования! Совсем недавно умерла замечательный методист Светлана Александровна Макиенко… Когда прощаешься с коллегами, невольно подкрадывается сожаление: а что мы о них знаем? Будут ли их вспоминать потомки? Надо, чтоб помнили.

В мае 2021 года Валентина Царькова приступила к работе в музее. Первым делом разложила все папки с документами по годам и именам, перенесла данные в компьютер. Сейчас задача – восстановить информацию о всех начальниках управления образования Новосибирского района. Например, Сергей Кириллович Коваленко, он 15 лет возглавлял районо. Это был замечательный человек, руководитель «с большой буквы», знал каждого педагога в лицо, помнил его заслуги, при встрече обязательно спрашивал, как жизнь, что нового в школе. Есть воспоминания и свидетельства о других руководителях: Вячеславе Милевском, Геннадии Дронове. О первых начальниках районо совсем скудные сведения. Известно, что в 1940 году заведующим отделом был назначен И.О. Юзиков, как звали его – неизвестно, есть только инициалы. Встречаются и вовсе фамилии, с припиской слова «товарищ». Вот этих всех товарищей – Никулина, Юзикова, Бормутова и других руководителей, нужно разыскать, обращаться в областной архив, поднимать документы о назначении.

– Я благодарна своим коллегам, начальнику управления образования Юлии Владимировне Кузнецовой, директору Краснообской гимназии Марии Александровне Пластун за помощь в работе, – говорит Валентина Андреевна. – Большой архив собрала Людмила Лобанова, и мы продолжаем принимать документы. Подключились школы, они оформляют электронные альбомы, которые потом станут экспонатами нашего виртуального музея. Настанет день, когда мы закроем все белые пятна истории образования Новосибирского района. Информация будет не только об учителях, директорах, но и выпускниках, добившихся успехов в учебе.

«Я – сельская учительница, и этим горжусь!»

В детстве Лариса Николаевна Гнутова посмотрела фильм «Сельская учительница», где героиня, окончив гимназию в Петербурге, уезжает учить крестьянских детей в глухую деревню и точно решила, что будет учительницей.

– Я родилась в Новосибирске, училась в школе № 93 Заельцовского района Очень любила свою первую учительницу Валентину Иннокентьевну Полякову, она жива, мы по сей день крепко дружим, – рассказывает Лариса Николаевна. – Тогда хотелось романтики, хотелось быть похожей на героиню Веры Марецкой. Поэтому после восьмого класса я поступила в Новосибирское педучилище № 2, окончила его в 1971 году и, как мечтала, поехала в самую глушь – Северный район области, в село Бергуль. Работала в знаменитой школе, которую основал Павел Бажов, уральский сказочник, он был там в ссылке. Мне посчастливилось застать его учеников, которые помнили Павла Петровича. Население деревни были кержаки-староверы. Девочки ходили в школу в косынках, мальчики брились наголо. Я совмещала две должности: учителя русского языка и литературы и старшей пионервожатой. Потихоньку приучила детей и их родителей к более светскому внешнему виду.

Параллельно, без отрыва от производства, Лариса Гнутова окончила пединститут, и в 1974 году, отработав три года в Бергуле, переехала в поселок Ленинский, где живет до сих пор и трудится в школе № 6. В этом году школе исполнилось 50 лет. И столько же лет педагогического стажа у нашей героини.

– Мои первые ученики уже пошли на пенсию. А я все работаю, – смеется Лариса Николаевна. – Себя в шутку называю «народный учитель деревни». У нас народу много и всех я учу. Меня радует, что среди моих выпускников многие стали учителями. Семь из них работают в нашей школе. Получается, что я себя реализовала.

На вопрос «как вы не выгораете, как находите с детьми общий язык?», Лариса Гнутова отвечает, что она приверженец старой классической системы образования и транслирует детям высокие стандарты, по которым училась сама. На первом месте – аккуратность и старательность. Дети знают, что пятерку за сочинение учитель поставит только в том случае, если работа написана без ошибок, самостоятельно, не списана в интернете. Лариса Николаевна разрешает переписывать, если грязно, с помарками. Толстой тоже переписывал «Войну и мир»!

– Ученикам говорю: у каждого должно быть свое жизненное кредо, – делится педагог. – У меня такое: «Не умеешь – научу. Не хочешь – заставлю». Потому что я старая и мудрая, а ты маленький и глупый, еще не понимаешь, как тебе нужно образование. Русский язык – он трудный. Раньше считалось, что надо много читать, чтобы писать грамотно. Сейчас чтение заменяют гаджеты. Дети уже не читают, а слушают книги, смотрят фильмы, снятые по произведению классика. К сожалению, память от этого не развивается. Это как в компьютере: достал файл, посмотрел и стер. Чтобы развить грамотность, выработать литературный слог, надо писать. Не на клавиатуре, а ручкой на бумаге. Ученые доказали, что так наше подсознание лучше запоминает информацию. Когда мы проходим с учениками спряжение неправильных глаголов, мы рисуем круг, штрихуем его, отмечая глаголы на -ИТЬ. А потом глаголы на -АТЬ, -ЯТЬ. И ребята прекрасно запоминают. Они мне потом через много лет говорят, что таблица стоит у них перед глазами.

Родители часто жалуются: у ребенка плохая память. Как ее развить? Лариса Николаевна говорит так: плохая, потому что он быстро переключается с одной информации на другую, а надо задержаться, осмыслить, подумать. Хорошо помогают развивать память стихи. Если, начиная с пятилетнего возраста, учить вместе с ребенком по одному стихотворению в день, советует Гнутова, потом будет легче учиться в школе. Но и после не все безнадежно. Учить стихи полезно в любом возрасте. И были у педагога такие примеры. Ученица не разговаривала, не отвечала у доски, но стихи учила и сдавала их письменно – к девятому классу она заговорила.

– Чем мне нравится моя профессия? – говорит Лариса Николаевна. – Тем, что я бесконечно учусь сама, учусь многому от детей. Они умеют быстро искать информацию. На уроках я разрешаю пользоваться смартфонами, как справочным материалом. Мне говорят родственники: «Не надоело печку топить? В Новосибирске квартира осталась после родителей, переезжай!» Нет, говорю. Никогда не хотела вернуться в город. Я – сельская учительница. Мне нужно окружение, люди. Иду по улице, стар и мал навстречу «здравствуйте!» говорят. Столько здоровья в городе не пожелают. Этим и живем!

Елена Азарова, фото из личных архивов и сайта pixabay.com