На пять с плюсом

Ветеранам образования Новосибирского района не занимать опыта, профессионального таланта, творческих способностей и чувства юмора. Их целеустремленности позавидуют и молодые. Героини нашего материала как раз из таких. Они любят свою профессию, учеников, открыты для новых знаний и с радостью делятся ими с детьми. 

У каждого элемента свой адрес

Для Валентины Стрельцовой из школы № 18 ст. Мочище слово «учить» всегда звучало по-особому. Валентина Дмитриевна не просто интересно и понятно может рассказать детям о такой сложной науке, как химия, но и сама любит учиться, она постоянный слушатель курсов повышения квалификации, а ее задачи вошли в школьные учебники по химии.

– Я коренная жительница Мочище, тут родилась, училась, вышла замуж, – смеется наша героиня. – После института несколько лет работала в Тогучинском и Мошковском районах, а в 1976-м с мужем вернулась домой. Считайте, полвека у доски. Половина педагогов нашей школы, врачей в районе – мои выпускники. Зайдешь в сельскую аптеку, а там работают те, кто 20 лет назад сидел у меня за партой.

На вопрос, кто из великих химиков ее вдохновляет, Стрельцова отвечает сразу: Михаил Ломоносов и Дмитрий Менделеев. Ломоносов заложил основы атомно-молекулярной теории. Таблица Менделеева – фундамент химии. Валентина Дмитриевна не перестает ею восхищаться. Великий ученый систематизировал опыт столетий. Если не лениться, то освоить таблицу не составит труда. Зная ее, не растеряешься.

– На уроках я говорю: ребята, у каждого дома свой адрес. Не зная его, никуда не придем. Но адрес есть и у химических элементов. Посмотрите на таблицу, и все станет ясно. Проще простого и ничего лишнего. Выучишь – вовек не забудешь, – говорит Стрельцова.

Раньше экзамен по химии был обязателен, все должны были его сдавать, многие школьники боялись, что не справятся. Сейчас сдают только те, кто хочет стать врачом, фармацевтом, ученым, но это не повод лениться. Валентина Дмитриевна говорит: можешь не быть отличником, но на «тройку» знать обязан.

На уроках отвечают все, с дисциплиной у Стрельцовой строго. Никто не уйдет без оценки. Хорошая или не очень, зависит только от школьника и его знаний.

– В начале 2000-х годов я создала кружок «Юный Ломоносов» для тех, кто хочет знать о химии больше. Дети постоянно завоевывали призы на олимпиадах. В 2004-м мои воспитанники заняли второе место на всероссийской конференции по теме «Соль» и выиграли экскурсию на Алтай, – вспоминает Валентина Дмитриевна.

Наша героиня – профессионал, неутомимый искатель и наставник с огромным опытом, желанием учить и учиться. Многие ее ученики добились успеха на медицинском и педагогическом поприщах.

Но влечет Валентину Дмитриевну не только мир формул и химических элементов, она увлечена немецким языком. Стрельцова учила его в школе, а потом решила сама начать заниматься по справочникам и словарям. Вернувшись с работы, садится за немецкий, повторяет грамматику, учит слова, берет с полки книги на немецком языке и увлеченно читает.

«История» означает «исследование»

Почти сорок лет Надежда Казанцева-Фаст проработала учителем истории в школе № 161 ст. Издревая. Историю Надежда Васильевна любила с самого детства, она выросла на энциклопедиях и исторических романах. Ее любимый герой – Александр Невский, его победы на Неве и Чудском озере – славные страницы нашего прошлого. В мире античности и Древней Руси, говорит она о себе, всегда была, как дома, и мечтала поделиться знаниями с другими. Так что еще в школе поняла, что будет учителем истории.

– По-гречески «история» означает «исследование». Изучая прошлое, находим для себя ответы на многие вопросы. Разобравшись в минувших событиях, понимаешь, кто мы есть на самом деле, куда надо двигаться, – рассказывает Надежда Васильевна. – Много в отечественной истории славных страниц, начиная с воспетого былинами Киева до сегодняшнего дня. Наши предки создали могучее государство, не раз и не два переживали разрушительные нашествия, но всегда отстаивали свою независимость.

Невольно задумаешься: повезло ученикам с преподавателем! Так просто и доходчиво она говорит о великом прошлом, которое, как известно, залог будущего. Впрочем, уроки Надежды Фаст – не только лекции, тесты, контрольные. Занятия редко обходятся без просмотра кино и старых добрых диафильмов. Наверняка читатели помнят волшебство проектора, когда на стенах оживали картины из сказок и мультфильмов. А в кабинетах школы № 161 так оживают образы прошлого. Вещий Олег прибивает щит на вратах Царьграда, Святослав Игоревич держит оборону под Доростолом. Переносимся на столетия вперед – Полтавская виктория, Бородинское сражение, Сталинградская битва и другие славные страницы. Надежда Васильевна говорит: история воспитывает человека на примерах, ошибках, победах и поражениях.

Можно подумать, что наша героиня все время проводит за чтением книг по истории. Нет. Есть в ее жизни место и творчеству. Она солист народного ансамбля «Русская песня» и поет не хуже, чем преподает свой предмет. Надежда Васильевна недавно вышла на заслуженный отдых, но и не думает сидеть дома. Она очень любит путешествовать, много, где уже побывала, и сейчас собирается в очередную поездку. Мечтает наконец-то увидеть Камчатку с ее чудесной природой и долиной гейзеров, а потом поехать на родину отца, в Удмуртию.

Княжна работает в библиотеке, а ямщик копает ямы

Учительница русского языка и литературы Надежда Михалёва почти всю жизнь работает в Берёзовской школе № 12. С родным селом связаны самые теплые воспоминания: детство, учеба, друзья. По словам Надежды Ивановны, учителем она стала благодаря любви к слову. Читала все, что было в доме, от Аркадия Гайдара до Теодора Драйзера. Сестрам (тоже большим поклонницам литературы) приходилось прятать от нее книги.

– Я была завсегдатаем сельской библиотеки. Только вступала на порог, мне говорили: «О, постоянный читатель пожаловал», – рассказывает Михалёва. – Я видела себя только в школе. Хороший учитель – человек уважаемый, что в городе, что в селе. После института распределили в Куйбышевский район, немного поработала там и в 1979 году вернулась в Берёзовку.

С утра до вечера Надежда Ивановна на работе, в день семь-восемь уроков у средних и старших классов. Все давно привычно и знакомо. Ей нравится заниматься с детьми, каждый день встречаться с ними. Ученики Михалёвой – обычные сельские ребята, приветливые, любознательные, любят хорошую шутку.

– Каждый урок начинаю со словарной работы. Говорю слово, а ученики отвечают, что оно значит. Иногда такие забавные варианты получаются. Например, негодовать – не праздновать Новый год, княжна – библиотекарь, ямщик – мужчина, копающий ямы, – смеется Михалёва.

Ученики Надежды Ивановны охотно участвуют в олимпиадах и предметных конкурсах. А некоторые выбирают профессию учителя, и это особая гордость для педагога. Причем есть и те, кто после института вернулись в Берёзовку и учит ребят в родной школе. Вообще Надежда Ивановна общается со многими выпускниками, даже теми, кто закончил школу очень давно; они не забывают любимую учительницу.

– Недавно отмечала юбилей. Утром слышу стук в дверь. Подумала: кто это так рано? Открываю и не верю глазам. Меня пришли поздравить мои выпускники: те, кого год назад провожала во взрослую жизнь и те, кто закончил школу в 80-е – 90-е. Многие приехали издалека, чтобы повидаться со мной. Это так приятно, – с любовью вспоминает Надежда Ивановна.

Михалёва – счастливый человек. Ее окружают любимые ученики, коллеги-друзья; школа – по-настоящему родной дом. Только действительно любящий свою профессию педагог может добиться такого успеха и делиться им с другими. У Надежды Ивановны получается быть настоящим учителем на пять с плюсом.

Владислав Кулагин, фото предоставлено героинями