Водитель для детворы

Каждый встречал на дорогах яркие желтые автобусы. Их водители всегда четко соблюдают все правила и движутся со скоростью не больше 60 км/ч, ведь они везут в школу детей.

Накануне профессионального праздника работников автомобильного транспорта мы встретились с Николаем Алексеевым, который каждое утро доставляет учеников Кудряшовской и Приобской школ на занятия, а вечером везет ребят домой.
Николай Леонидович родом из с. Балман Куйбышевского района, но Новосибирский район уже давно стал для него родным. Алексеев приехал работать в совхоз «Обский» в 1983 году, и с тех пор вместе с семьей живет в п. Приобский. На работу в Кудряшовскую школу Николай устроился в 2012 году, и вот уже почти 10 лет он возит местную детвору в школу и обратно. С 2019 года всех водителей школьных автобусов перевели в районную управляющую компанию, но по желанию оставили на прежних маршрутах.

Рабочий день школьного водителя начинается очень рано. Каждое буднее утро Алексеев должен быть в гараже в п. Приобский уже в 6 часов. Сначала — выдача путевых листов, потом медицинское освидетельствование и предрейсовый осмотр транспортного средства. Затем нужно заехать в Кудряшовский и забрать сопровождающую Татьяну Петровну Юдину. Уже вместе отправляются в первый рейс, в Новомарусино. Водитель должен там забрать детей в 6.45.
— Ребята обычно меня уже ждут, – рассказывает наш герой, – все знают, что опаздывать нехорошо, нельзя никого подводить, ведь если мы будем кого-то долго ждать, не успеем вовремя подъехать к следующей остановке, а в итоге можем опоздать на занятия. Если когото нет на остановке, ребята ему звонят, просят поторопиться. У всех юных пассажиров есть телефон и мой, и сопровождающего, они знают, что лучше предупредить, чтобы не волновались. Но повторяю, такое редко бывает, ребята все молодцы. Они дружно поднимаются в автобус, здороваются с дядей Колей (так они меня называют), рассаживаются, пристегиваются – это обязательно, да никто и не спорит, все знают: правила есть правила, у меня с этим строго.

Автобус движется дальше, по дороге еще несколько остановок. Заезжают в Приобский, там выходят те, кто учится в 53-й школе. Остальные едут до Кудряшовского. Алексеев же отправляется во второй рейс, теперь до ДНП «Тихая заводь», там нужно забрать школьников в половине восьмого. К звонку в 8.00 все должны быть в школе.

Сегодня в связи с острой эпидемиологической обстановкой расписание занятий строится так, чтобы развести потоки. В 25-й школе часть ребят учится с 8.50. А значит, водитель отправляется и в третий рейс, вновь в Тихую заводь. Алексеев не один возит учеников 25-й и 53-й школ, с ним работают еще два водителя, у каждого – свой маршрут, свои поселки сельсовета.

После небольшого перерыва все начинается заново: пора везти в школу ребят, которые учатся во вторую смену. А тут уже и занятия первой смены заканчиваются, а, значит, желтенькие автобусы отправляются в обратные рейсы, везут ребят по домам. Заканчивается рабочий день Алексеева уже около восьми вечера. И так пять дней в неделю. Бывает, что приходится работать и в субботу, когда ребят надо доставить на соревнования. А еще есть важный период — выпускные экзамены. Это особо ответственное время и для водителя, нельзя ни в коем случае опаздывать, чтобы ребята вовремя приехали (кудряшовцы сдают экзамены в Краснообске и Криводановке) и не переживали, а спокойно настроились на экзамен.

— Работа, конечно, не самая легкая, но она не приносит усталости, ребята всегда заряжают энергией, – делится Николай Леонидович. – Дети есть дети, они любят поговорить друг с другом, особенно, когда едут с уроков, так бурно обсуждают прошедший день, я уже привык к звонким детским голосам, научился не обращать внимания. Но за шалости могу и пожурить, хотя ребята обычно ведут себя хорошо. Как-то сумели мы наладить отношения, они ко мне с уважением, я с ними на короткой ноге. Главное для водителя детского автобуса – выдержка. На дорогах могут быть самые разные ситуации, сегодня немало грубых нарушителей. Водитель школьного автобуса должен понимать, кого он везет – это же дети! Видишь экстренную ситуацию, даже если ты прав, притормози, объедь, не спорь, главное – не подвергать детей опасности. Важно видеть дорогу, просчитывать, быстро реагировать. Будешь внимательным, будешь строго соблюдать правила дорожного движения – все будет хорошо.

Николай Леонидович при любых обстоятельствах профессионально делает свое дело. Да и водителем школьного автобуса становится не всякий. Во-первых, кандидаты проходят серьезную медицинскую комиссию, в том числе обязательное психиатрическое освидетельствование. Во-вторых, должен быть непрерывный стаж в категории «D» не менее года. К тому же у таких водителей не должно быть в прошлом лишения прав или административного ареста. Каждый водитель школьного автобуса ведет журнал нарушений ПДД и аварийности. Раз в месяц его отмечают в Госавтоинспекции. Если ты злостный нарушитель, то тебя могут отстранить от работы, поэтому таких практически нет. Проходит также контроль на линии, в любой день сотрудники ГИБДД могут проверить, соблюдает ли водитель маршрут, сажает ли детей строго на остановках, все ли пристегнуты и т. п. Понимать нужно и в механике. Конечно, к транспортным средствам, которые перевозят детей, предъявляются особые требования, машины проходят постоянный контроль в сервисных центрах, но кое-что, например, заменить лампочки в фарах, поменять колесо, может понадобиться в любой момент, не везти же автобус из-за этого на СТО и не отменять рейс. Ну и каждый водитель должен дер-жать в чистоте и салон, и кузов автобуса.

Особые требования предъявляются к школьным маршрутам. Дорога, остановочные платформы, места разворота — все должно соответствовать нормам. Перед началом каждого учебного года маршрут принимает специальная комиссия. В нее входят сотрудники ГИБДД, дорожных служб, районной администрации. Проверяют дорожное покрытие, места посадки и высадки детей, наличие дорожных знаков и т. п. Все ради безопасности!
— Я люблю свою работу, люблю общаться с детьми, нахожу с ними общий язык, они меня понимают, – говорит Николай Леонидович. – Так что, надеюсь, буду еще долго работать. Чего и хочу пожелать всем коллегам в канун нашего профессионального праздника. Главное – крепкое здоровье, чтобы спокойно проходили нашу строгую комиссию. И, конечно, внимания и удачи на дорогах. А еще хорошо подготовиться к приближающемуся ответственному периоду – к нашей длинной зиме. Чтобы машина не подводила и дорожные службы вовремя убирали снег.

Татьяна Кузина,
фото автора