Место, где всем хорошо

В следующем году детскому образцовому театру «Голубятня» из ДК Краснообска исполнится уже 40 лет, и за это время он стал хорошо известен не только в нашем районе, но и далеко за пределами нашего региона, и даже страны.

И об этом говорит география конкурсов и фестивалей, в которых коллектив не просто принимает участие и всегда попадает в число призеров. Одно из последних ярких достижений – диплом лауреата I степени онлайн-конкурса «FESTA FIESTA», проходившего 2-3 октября в Испании. А чуть раньше – Гран-при конкурса детских самодеятельных театров в Швеции. По-настоящему уже покорился артистам «Голубятни» наш южный город Сочи. Театр довольно долго сотрудничал с фестивальным движением «Роза ветров», участвовал во многих фестивалях и конкурсах, и всегда краснообцы привозили домой награды. Летом этого года театр выступил в Сочи во всероссийском конкурсе «Академия увлеченных» другого фестивального движения «На Высоте» и взял сразу несколько наград. За спектакль «Детская площадка» краснообский коллектив был удостоен диплома лауреата I степени. Дипломом лауреата III степени жюри отметило постановку «Куриный переполох». Вручили театру «Голубятня» и специальные призы. В общем, чтобы развесить все награды и грамоты коллектива, уже не хватает целой стены в их комнате в Краснообском ДК.

А началось все в далеком 1982 году, когда выпускница Алтайского института культуры (по специальности режиссер самодеятельных театров) Татьяна Еловикова пришла в Дом культуры поселка. Молодой задор Татьяны Владиславовны так приглянулся тогдашнему директору Нине Петровне Танасиенко, что она приняла ее на должность инструктора по работе с детьми и поддержала идею создать молодежную театральную студию. В театр пришли старшеклассники 1-ой школы (единственной тогда еще в Краснообске). И в первый же год они поставили два спектакля «А зори здесь тихие» и «Отважное сердце». Помогла Нина Петровна коллективу и получить звание образцового. В 1994 году театр успешно представил в «Глобусе» на суд строгого жюри свой спектакль «Дюймовочка». И с тех пор постоянно подтверждает свое высокое звание.

Полина Ефремкина:

– Как-то я заявила маме, что хочу сниматься в кино, на что она ответила, что для начала надо понять, смогу ли,и привела меня в театр «Голубятня». И я прозанималась в студии 8 лет. До сих пор помню мою первую роль собачки. Но любимая – роль Розового бантика в одноименном спектакле Ксении Степанычевой про предметы, которые живут в школе и оживают, когда приходит ночь. У нас был очень дружный коллектив, мы много ездили, участвовали в конкурсах. Мы могли и поссориться, но всегда мирились, нам было интересно вместе. И за все, чего мне удалось добиться, я благодарна Татьяне Владиславовне. Она самый лучший руководитель. Всегда могла найти общий язык с ребятами. В этом году я поступила в Алтайский краевой колледж культуры и искусств, так что не отступила от своей детской мечты.

– Кстати, тогда, в 1994 году, родилось и наше название «Голубятня», – вспоминает Татьяна Еловикова. – Придумали его сами ребята. Они представили нашу студию как место, где всем хорошо, уютно, комфортно. Куда они слетаются с разных мест, и где творчески развиваются, учатся, меняются, растут. Название пришлось всем по душе.

Сегодня в детском театре 30 ребят самого разного возраста – от 9 до 17 лет. Участники делятся на три группы. Одна занимается утром (3-е классы, 6-7-е классы), здесь ребята, кто учится во вторую смену. Днем по очереди приходят младшая (4-5-е классы) и старшая группы (8-10-е классы).

– У нас все лето на вахте ДК лежит тетрадочка. Ребята с родителями приходят, записываются, оставляют контакты. В конце августа я их собираю, знакомлюсь и приглашаю на первое занятие, – рассказала руководитель студии. – Беру всех. Ребята позанимаются месяц, от силы два, и становится понятно, кто на что способен. Да они и сами для себя понимают, хотят ли продолжать. Ведь часто родители приводят в театральную студию детей, у которых есть проблемы с общением, с публичными выступлениями, они думают, что занятия помогут им раскрепоститься. Это, конечно, так, и есть у нас такие примеры, что мамы и папы буквально не узнают своего ребенка. Но все-таки мы не центр психологической помощи, мы творческий коллектив, нацеленный на результат, и если у ребенка не получается, нет изменений после пары месяцев работы, объясняю родителям, что нужно выбрать что-то другое. Но чаще все-таки дети приходят к нам и остаются надолго. А некоторые и выбирают театр как будущую профессию. Например, в этом году моя воспитанница Полина Ефремкина поступила в Алтайский колледж культуры на специальность «Театральное творчество».

Вероника Сероклинова:

– Занимаюсь у Татьяны Владиславовны в театре почти шесть лет, с 4  класса. Она очень светлый человек, готова на многое пойти, чтобы помочь нам раскрыться. А  ведь с нами трудно, все же со своими характерами. Я ей очень благодарна. И вообще театру. Я была зажатым ребенком, она увидела во мне потенциал, помогла стать другой. Теперь я легче отношусь к себе, к критике. Увереннее чувствую себя не только на сцене, но и в жизни. Моя любимая роль – Цыпа в постановке «Куриный переполох». Мы с этим спектаклем участвовали во многих конкурсах и везде завоевывали награды. А этим летом я получила в Сочи диплом за лучшую женскую роль второго плана.

Каждая группа работает над своим спектаклем, и все творческие работы стараются представить на том или ином конкурсе. При выборе очередной пьесы руководитель учитывает возраст участников группы, способности детей (чтобы все роли «разошлись» по составу группы) и, конечно, мнение самих ребят, чтобы им было интересно. Обычно сентябрь уходит на подготовку, Татьяна Владиславовна предлагает сразу несколько спектаклей, ребята пробуют, репетируют, и уже вместе определяются, над чем будут работать.

– В этом году с утренней группой мы ставим «Все дело в шляпе» по сказке Туве Янссон. С младшими – сказку-притчу «Жареные петухи». Старшие выбрали лирическую комедию «Царевна-лягушка», им очень понравилось, что она написана молодежным языком, – поделилась Татьяна Еловикова. – Все роли распределены, ребята учат тексты, репетируют. Сейчас главное, чтобы не ввели дистанционные занятия – ситуация, сами видите какая, часть детей у нас уже на карантине. В 2020 году мы долго были на изоляции, но смогли сохранить коллектив, смогли вырулить, даже приняли участие в нескольких конкурсах.

Для удачной постановки важны не только репетиции, но и декорации, реквизит, костюмы. Театру «Голубятня» всегда помогала художник-сценограф Татьяна Миронова. Она «решала» сценическое пространство спектакля, работала над оформлением сцены, шила костюмы. Придумывали их вместе, прорабатывали детали, ведь у всех артистов должна быть какая-то общая деталь, связующий элемент. Хороший костюм – удовольствие дорогое, но без этого никуда, конкурсы точно не выиграть. Поддерживают родители воспитанников, в театре создан Попечительский совет, который помогает развитию студии. Заинтересовано в развитии и руководство ДК, директор Виктория Кузина откликается на просьбы руководителя детского театра.

Иван Глушач:

– Я пришел в студию в 3 классе. Уходил, но вернулся снова. Сыграл в трех спектаклях. Моя любимая роль – Петух в пьесе Галины Латышевой «ЧП куриного масштаба». Это веселый спектакль-детектив. А ведь комедийные роли сложнее играть. Татьяна Владиславовна всегда с нами на одной волне. Она и требовательная, но и умеет вовремя пошутить, чтобы разрядить обстановку, настроить на работу. А какие интересные были наши путешествия, мы много ездили на разные конкурсы. В дальнейшем не вижу себя в искусстве, хочу развиваться в IT-сфере, но очень благодарен нашему театру, занятия помогли мне в жизни, ушел страх выступлений на публике, я увереннее стал держаться, делая какие-то доклады, презентации в школе, стал хорошо читать стихи на уроках. Так что все не зря.

Помимо репетиций у юных артистов проходят теоретические занятия. Суббота для всех – учебный день. С «Голубятней» работают доцент кафедры актерского мастерства и режиссуры Новосибирского театрального института Наталья Осипова и хореограф Краснообского ДК Наталья Дубинина. Осипова помогает поставить речь и пластику. Дубинина – движения и танцевальные элементы, их часто используют в постановках для образной передачи атмосферы происходящего события.

– Цель наших занятий – научить детей свободному творчеству, где каждый из них – индивидуальность. Почувствовать творческий кайф от своих способностей и своих возможностей, – подчеркнула Татьяна Владиславовна. – Мы работаем не для «домашних радостей», чтобы просто мамы и папы полюбовались на своих детей. Мы настроены на профессиональный результат. Поэтому – серьезное обучение, постоянное участие в конкурсах, фестивалях. Стараемся быть на виду, стараемся получить компетентную оценку своей работы. Нам это очень важно. И результат есть, ребята все молодцы, выкладываются полностью, иначе не было бы у нас столько наград и премий.

Татьяна Кузина,

фото предоставлено Татьяной Еловиковой