Счастья без согласия не бывает

7 ноября Борис Николаевич и Тамара Александровна Шумские из села Боровое скромно отметили 65-летие совместной супружеской жизни. Это в настоящее время не только рекорд брачного долголетия для села, но, возможно, и для всего Новосибирского района.

Бориса Николаевича можно назвать коренным боровчанином. А родом он из села Темново, но не ищите это село на карте. Оно, как и ряд других населенных пунктов, попало в зону затопления Обского водохранилища. А в Боровом, возникшем на берегу рукотворного моря, по словам юбиляра, ему было предложено обосноваться на любой из четырех первых улиц села – с тех пор там Шумские и живут.

Всю жизнь Борис проработал водителем (по крайней мере, до выхода на пенсию) на одном месте, в одном, по сути, хозяйстве – сначала в Боровском отделении Ярковского совхоза, потом это отделение было преобразовано в ОПХ «Боровское», став самостоятельным сельскохозяйственным предприятием. Гремело оно по всей области. Естественно, трудился Борис Николаевич и при легендарном руководителе ОПХ Виталии Сергеевиче Егорове, чьим именем назван боровской Дом культуры. С будущей супругой познакомился в 1952 году – было ему тогда 16, Тамаре – 13. «Мы знакомы с детства», –  вот как об этом говорит сам Борис Николаевич. Дружили. Было время присмотреться друг к другу, понять, кто чем дышит. По крайней мере, когда в 54-м Борис уходил в армию, Тамара обещала его дождаться – похоже, их чувства тогда окончательно определились. И ведь дождалась! А в армии в то время служили три года. Сыграли свадьбу. По нынешним временам показалась бы она бедной, скромной. Да только от пышности свадебного торжества счастливая семейная жизнь очень мало зависит, если зависит вообще. Основу будущего 65-летнего супружеского согласия заложило совсем другое. С одной стороны, верность Тамары, а с другой – чувства Бориса, оценившего эту верность и понявшего одну простую вещь. Нет, не то, что с таким человеком, как она, жить можно. Самое главное совсем не в этом. Без такого человека, как она, жить нельзя – так, пожалуй, верней. Иначе всё будет немило, всё не в радость.

Еще до армии Борис окончил школу шоферов в Новосибирске, причем с отличием, получил хорошую специальность. С таким багажом армейский путь солдата был предопределен.  Вторую часть службы он проходил в Москве, работал на сортировке – занимался развозкой армейской почты. Легкой службы не бывает, работа шла в сумасшедшем ритме. Совпадение это или нет, но и жена Бориса впоследствии, во второй половине своей трудовой деятельности, имела какое-то отношение к почтовому ведомству: работала заведующей сберкассы на территории почты. А до этого трудилась бухгалтером в Боровском совхозе, т.е. на одном предприятии с Борисом Николаевичем. Вообще жизненные интересы супругов совпадали неоднократно, если не сказать постоянно. Оба были активными участниками боровской художественной самодеятельности. Тамара, по свидетельству председателя ветеранской организации Боровского сельсовета Светланы Владимировны Двинских, плясала и пела, Борис играл на гармошке, которую за сходную цену приобрел у парня из соседнего поселка Прогресс. Вообще о том составе народного хора «Боровчанка», в котором было 30 человек, он вспоминает с любовью. Как, впрочем, и о своих занятиях спортом: гиревым и волейболом. Раз на областных соревнованиях в Купино стал серебряным призером. Да и по характеру они подходят друг другу – веселые, с юмором, дружелюбные, доброжелательные, гостеприимные. Таких обычно называют людьми с открытой душой.

И всё-таки только испытания, поступки, а не слова проверяют человека на прочность – настоящий ли он или это лишь кажется. Борис работал в Боровском хозяйстве на молоковозе, отвозил молоко на гормолзавод. Мы по привычке ругаем наши дороги, но сейчас они просто райские, по сравнению с теми, которые были более полвека назад. То состояние дорог смело можно назвать одни словом – «бездорожье». А везти молоко нужно было в любую погоду. Особенно тяжко было зимой: морозы, заносы. Едешь – ни зги не видать. Раз заметил легковушку, уже занесенную снегом. Проехать мимо не мог. Тем самым спас человека, который уже замерзал. Спасенным оказался известный журналист из областной газеты «Советская Сибирь» Николай Мейсак, автор книги «Сколько у нас Маресьевых». Привез человека к себе домой, отогрел, накормил, оставил ночевать. В общем, отнеслись Шумские к гостю сердечно, им люди никогда не были в тягость. Как вы, наверное, помните, произведение Бориса Полевого о летчике Алексее Мересьеве (в жизни Маресьеве) называлось «Повесть о настоящем человеке». А в книге Николая появился рассказ о настоящем человеке «Атланты держат небо» – героем его стал Борис Шумский.

Об этом случае мне загодя рассказала Светлана Владимировна. Думал кое-что уточнить у Бориса Николаевича, но его ответ был на удивление лаконичен: «Это было в другой раз». А что же в таком случае было в первый? А в первый – замерзал в машине он сам. Вызволили из беды добрые люди, привезли на вездеходе в котельную, где было тепло, Борис отогрелся – жизнь продолжалась… Воспитали Шумские двух детей – дочь Ирину и сына Олега. И не просто воспитали, а хорошо воспитали. Дочь живет в городе, теперь уже на пенсии, работала в банковской сфере. А сын остался в Боровом, работает электриком, построил себе дом. Выполнить тяжелую работу в родительском доме – это всегда за ним. На невестку же, Светлану, Борис Николаевич просто не нарадуется, уж такая она заботливая, приветливая и душевная. «Ни я, ни Тамара их никогда не обижали, теперь не обижают и они нас». Кроме детей, у Шумских еще внуки и правнуки. Есть им с кого брать пример. Дедушка и бабушка всегда перед глазами – и никаких наставлений не надо. Живите, как бабушка с дедушкой, уважая друг друга и не ругаясь, и будет вам счастье, настоящее, не мнимое. Оно ведь в согласии, в чистой совести, в верности тем, кого ты любишь, ни разу не поставленной под сомнение. За все годы прожитой вместе жизни.

Юрий Малютин