Красиво жить – не красиво говорить

По-разному складывались судьбы «золотоженов», проживающих в нашем районе. Кто-то работал на стройках века, таких как БАМ, а кто, как, например, Валентина Викторовна и Анатолий Александрович Потапенко, всю жизнь после свадьбы прожили в одном селе, в Плотниково. Но от этого меньше пользы стране, обществу, своей семье, односельчанам не принесли. Добрая жизнь человека, постоянный труд, верность данному когда-то слову, уважение со стороны окружающих за то, что достойно выдержали жизненную проверку на различного рода испытания, – тут главный критерий.

В марте этого года супруги отметили 50-летний юбилей совместной жизни. Оба – ровня по возрасту, год разницы всего: Анатолий Александрович родился в 1950 году, Валентина Викторовна – в 1951-м. А познакомились в 69-м. Будущий супруг тогда проходил срочную службу в воинской части, расположенной в Плотниковском сельсовете, сам он – с Алтая. А супруга – местная, считай что вся жизнь прошла в родном селе, разве что школу оканчивала в Репьево соседнего Тогучинского района. Выезжать за пределы Плотниково, бывать в городе, где живут со своими семьями дочь Инна и внучка Анечка, не очень-то любит – душа так и просится домой, обратно. Даже зарегистрировались Валентина и Анатолий здесь, в Плотниково. Какая, в принципе, разница, где соединить свои судьбы, в городском дворце бракосочетаний или в сельском деревянном доме, в котором раньше располагался сельсовет?

При каких обстоятельствах познакомились, теперь уже, пожалуй, и не вспомнить. Скорей всего, на танцах в сельском клубе. Полгода встречались до свадьбы. Сказать, что так уж присматривались друг к другу, наверное, нельзя. «Вышла за него замуж, потому что любила, уж не знаю, как он меня», – вот доподлинные слова Валентины Викторовны. «Уж не знаю, как он меня» оставим на совести супруги, думается, всё она знала, иначе бы просто не пошла за Анатолия. Может, тут какая-то добрая ирония или легкое лукавство – трудно сказать. Давно уже замечено, что долгожители в брачных союзах – люди, как правило, хорошо воспитанные в своих семьях. Отеческие дома для них действительно были домами в полном смысле этого слова. Крепкие моральные устои и золотое правило «береги честь смолоду» – основа таких семей. Выходили из них порядочные люди. Естественно, все это потом, образно говоря, передавалось по наследству. Своего ребенка Валентина Викторовна и Анатолий Александрович воспитывали так же.

С 1972 года обосновались супруги в Плотниково уже окончательно. А в следующем году Валентина Викторовна устроилась на работу в совхоз «Плотниковский». На это же сельхозпредприятие лежал путь и Анатолия Александровича. Трудился он трактористом, выполнял другие работы. А супругу ждала перемена профессии, ставшая для нее очень значимой. Ее послали учиться на техника-осеменатора или, по-нынешнему, оператора искусственного осеменения коров. А что такое осеменатор в животноводстве? Это безо всякого преувеличения элита отрасли. Так было и раньше, так еще в большей степени дело обстоит и сейчас, когда естественного осеменения, покрытия коров в хозяйствах практически не осталось. Трудилась Валентина Викторовна так, что очень скоро стала примером для других. Трижды признавалась «мастером золотые руки», получала золотую медаль ВДНХ; почетных грамот и благодарностей – не счесть. Была на совхозной доске почета и в совхозной Книге почета, вошла в Книгу почета Новосибирской области, избиралась дважды депутатом районного Совета депутатов… Порой перебирает Валентина Викторовна свои награды, вспоминает былое. «Я любила свою профессию», – признается. Так бы, без сомнения, и проработала в родном хозяйстве до пенсии, да совхоз в 1997 году прекратил свое существование – поспособствовали тому некоторые люди, преследующие свои корыстные интересы, плотниковцы, конечно, в массе своей были против, их просто обманули с паями. Такая же судьба, кстати, постигла и ряд других хозяйств в Новосибирском районе – совхоз «Луговской» в Раздольненском сельсовете, совхоз «Новосибирский» в Кубовинском (Сосновка)… Кому это сейчас нужно, говорит Валентина Викторовна, имея в виду награды. Кому? Ей самой, прежде всего: как свидетельство того, что честно прожила жизнь. Детям. Истории старинного села, ведь не последний же она человек в нем! Ведущаяся сейчас в этом направлении работа в наших поселениях, в школах, в системе дополнительного образования должна оживить такие моменты.

Ревновал ли как-то Анатолий Александрович к такому почету супруги? Нет, убеждена Валентина Викторовна. Потому что понимал, какой труд за этим стоит. Всегда сближало и сближает их то, что оба люди работящие, лениться не привыкшие ни при каких обстоятельствах. «Я-то еще могу прилечь отдохнуть, – говорит Валентина Викторовна, – а он и пяти минут не может просидеть без дела. Во дворе у него идеальный порядок. И он до сих пор еще работает – охранником на одном нашем предприятии». Думается, такой же идеальный порядок у Валентины Викторовны и в доме. Трудовая биография не ограничивалась производством. В свое время супруги держали трех коров, не считая прочей живности. Поэтому никогда сильно не бедствовали – на жизнь, на воспитание детей хватало. Сейчас от всего хозяйства остались только поросята…

Вопрос о том, как же супругам удалось прожить полвека в мире и согласии, думается, был неизбежен. Сказать, что характеры «шелковые» – да пожалуй, нет. Анатолий Александрович, если что его не устраивает, может запросто и из себя выйти. Но как скоро выйдет, так скоро и отойдет. О чем говорить! Домосед он не в меньшей степени, чем супруга – разве что на родину, на Алтай, к сестрам съездит ненадолго – и снова домой, в Плотниково, к жене. Сама же Валентина Викторовна, по ее собственному признанию, и трех минут «домашней брани» не выдерживает. «Может, потому и живем, что я не умею ругаться и красиво говорить», – предполагает. Замечательные слова! Но вообще-то то, на чем подлинно такие союзы держатся – «тайна великая есть», если говорить языком Библии, и посторонним проникнуть в нее не дано.

Вот такая семья «золотоженов» живет в Плотниково. Дай Бог здоровья им, их детям и близким людям!

Юрий Малютин