Учение с увлечением

Таков девиз учителя начальных классов Новолуговской школы № 57 Анастасии Смагиной. Каждый ее урок похож на увлекательное путешествие, полное тайн, загадок и неизвестности, где дети, как отважные герои, легко справляются со всеми испытаниями. Если бывает трудно, добрая фея-учительница всегда поможет и подскажет. И все закончится непременно хорошо.

Анастасия Смагина – дипломант муниципального конкурса «Учитель года». Победа присуждена в номинации «Педагог-открытие».

– Я немного расстроена, что не попала в призеры. Это у меня второй конкурс. Десять лет назад я участвовала и побеждала, – с легкой грустью признается Анастасия Александровна. И тут же улыбается. – Значит, придется еще раз побеждать.

Победа – это не результат. Победа – это опыт. Если ты бросил вызов неизвестности и дошел до конца, пусть не первым, ты все-равно победил, считает педагог. За свою достаточно еще молодую жизнь, 30 лет, Анастасия не раз убеждалась, что успех приходит тогда, когда ты верен себе, своей мечте и своему слову.

Мечта детства

Наша героиня родилась в деревне Берёзовка Ордынского района. С детства мечтала стать учителем. Педагогом была бабушка, тетя отца, другая бабушка работала воспитателем в детском саду, мама – заведующей клубом, преподавала танцы в детской студии.

– Я всегда любила детей. И легко находила к ним подход. Но когда попала на свою первую производственную практику в лагерь «Зеленая республика», моя уверенность в себе немного пошатнулась. Там были дети из дома-интерната, «трудные», непослушные. Слова на них не действовали. Хотелось плакать от отчаяния. Но все же мы подружились. Да так, что потом при расставании уже плакали они, – рассказывает Анастасия.

Дети, любые дети, всегда отзываются на доброту и искренность. Эти качества отличают настоящего педагога. Проверку профпригодности она прошла блестяще и больше не сомневалась в своем предназначении.

После окончания педагогического колледжа Анастасия Александровна пошла работать в школу № 120 г. Новосибирска. Взяла свой первый класс и довела до выпускного, четвертого, после чего плавно ушла в декрет. А через полтора года уже вышла на работу. Но не в школу.

– Поняла, что полноценно учить не смогу. Школа требует самоотдачи, времени, – вспоминает Анастасия. – Устроилась воспитателем в детский сад, в который пошла дочь. Дали группу трехлеток, и я также довела их до конца. Не бросила. Хотя на работу приходилось ездить издалека.

К тому времени Анастасия купила квартиру в Новолуговом, а детский сад был на ул. Сухарной в Новосибирске, без малого 30 км. Хорошо, что была своя машина, Анастасия – водитель со стажем, причем не только категории «Б», но и «А» – она байкер. Мотоцикл – еще одно любимое хобби, которое чуть не сыграло в ее жизни трагическую роль.

Опасный лед

Был октябрь. Дорогу уже приморозило и мотоцикл слегка повело на скользком асфальте. Настя по инерции попыталась затормозить, чтобы не налететь на бетонный отбойник. Но рукой его все же зацепила. От боли не поняла, что случилось. Но когда подняла окровавленную руку, чуть не упала в обморок: безымянный палец был перерублен и висел на кожице. Скорая помощь доставила девушку в Горбольницу. Там сказали сурово и однозначно: нужна ампутация. Анастасия взбунтовалась: «Не дам! Поеду в Москву. Пусть там мне спасут палец». Здоровой рукой она схватила со стола снимки и направилась к выходу. Уже в коридоре ее нагнали врачи: «Простите, у нас нет такого оборудования, чтобы сшить нервы. Но наши коллеги из 34-й больницы могут помочь».

Несколько часов «ювелиры» в белых халатах, по-другому не скажешь, собирали пальчик молодой учительницы. Сшивали каждое сухожилие, каждый нерв. Затем последовали тревожные дни ожидания и наблюдения, пока не стало ясно, что палец жив. Он восстановлен и работает! Анастасия с гордостью показывает правую руку. Красивые пальцы нежно перебирают воздух. Шрам почти не виден.

Школьная мамочка

Так часто бывает: деревенские сначала рвутся в шумный город. А потом нередко возвращаются снова на землю, ищут покоя и умиротворения. Анастасия признается, что не думала переезжать в село, хотела купить квартиру в городе. Но подруга, с которой они дружат еще со школы, уговорила заглянуть в коттеджный поселок в Новолуговом. Место неожиданно понравилось, в итоге они обе купили себе квартиры в таунхаусе и теперь живут на соседних улицах. Решающим фактором стала собственная лужайка перед домом и парковка. Ну и, конечно, зеленые убегающие в даль поля, что напоминали родную деревню Берёзовка. Покупка недвижимости заставила перекроить семейный бюджет и задуматься о новых источниках дохода. Анастасия вспоминает, что был соблазн освоить новую, более денежную профессию. Подала резюме, прошла собеседование в одной крупной рекламной компании. Но когда посмотрела на офисную жизнь, что все сидят, как в аквариуме, в одной комнате и пялятся в монитор, поняла, что это не ее.

– Мне нужно собственное пространство, движение, дети. Столько эмоций и тепла, которые ты получаешь от детей, в офисе не получишь, – говорит Анастасия.

В Новолуговской школе как раз нужны были учителя. Директор Ирина Земцева пообещала взять Анастасию на работу, как только она уволится из детского сада.

– Разговор был в феврале, – вспоминает педагог. – Я боялась, вдруг про меня забудут и возьмут другого. Но меня дождались. В августе я устроилась в школу.

Педагогический коллектив радушно принял молодую учительницу. Анастасия Александровна быстро вписалась в новую среду. Отмечает, что любой вопрос, проблему всегда можно обсудить с коллегами и получить помощь. Общение продолжается и после работы. Педагоги вместе проводят время, отмечают дни рождения, ходят друг к другу в гости. Готовиться к конкурсу «Учитель года» тоже помогали коллеги – репетировали открытый урок, снимали видеоролики.

На уроках Анастасии Смагиной мне побывать не удалось. Первая смена закончилась, первоклашки ушли домой. Но ролик с презентацией урока для конкурса я посмотрела. Дети разбирали литературный жанр – сказку. «Это такая история, которая, возможно, не бывает в жизни», – объясняла бойкая девочка. «И всегда с хорошим концом: добро побеждает зло!» – добавлял другой ученик. В нетерпении дети вскакивали, переполненные эмоциями и фантазиями. Учитель тактично напоминала о школьных правилах, показывая жестом поднятую на локте руку. Первоклашки мгновенно перестраивались. Чувствуется, что им легко и интересно.

– Главной задачей педагога я считаю развитие личности ребенка, – говорит Анастасия Александровна. – Основой развития служит познавательный интерес. Поэтому важно поддерживать в ребенке любознательность, поощрять его к исследованию и самостоятельной работе. Необходимо принимать детей с их трудностями в учебе, переживаниями. И помнить: все дети талантливы!

Первый класс – самый непосредственный возраст. Анастасия Александровна привыкла, если кто-то ее одергивает за рукав: «Мам, а мам! Можно…», лепечут ученики.

– Я школьная мамочка! – улыбается она. Они мне действительно как дети. Тут недавно я ковидом болела, две недели была на больничном. Какие сообщения мне писали на телефон: «любим, скучаем». И каждый день почти приезжали. Общаться нельзя было. Так они в дверь позвонят и отойдут подальше на безопасное расстояние: «Анастасия Александровна, мы вам привезли витамины!». А там то имбирь, то мед, то фрукты. Ну прямо бальзам на душу, до слез. Родители тоже писали, беспокоились, говорили: «Без вас плохо».

– Ответственный педагог, любящий свое дело, любящий детей. Талантливый! – говорит про свою коллегу директор Ирина Земцева. – Я очень рада, что она работает в нашей школе.

Анастасия Александровна пользуется не только любовью первоклассников. Она ведет уроки географии в 6 и 7 классах, прошла специальную переподготовку. Узнав, что в школе корреспондент, мальчишки окружили учительскую. «Вы будете писать про нашу географичку? А где можно почитать? Напишите, что она хорошая!» «Никогда не кричит, не ругается на вас?» – спрашиваю ребят. «Нет! Никогда!». «А географию вы любите, учите?» «Любим! Учим, она интересно объясняет!» – уверяют мальчишки. «Куда впадает Волга, знаете?» На миг возникла пауза, словно вопрос невпопад. Как раз в это время зазвенел звонок. «В Каспийское море! Куда еще?» – засмеялись в коридоре.

Елена Азарова, фото из личного архива Анастасии Смагиной