«Главное для врача – человечность»

Профессию не выбирают – она сама находит человека. С таким явлением не так уж редко приходится сталкиваться в журналистской практике, когда речь идет о людях, сложившихся как личности и вполне состоявшихся в профессиональном плане. К их числу, безусловно, относится и Алексей Чувашов, терапевт-кардиолог, заведующий терапевтическим отделением Новосибирской клинической центральной районной больницы в Краснообске.

По словам Алексея Сергеевича, захотел он быть врачом класса с шестого-седьмого и стал двигаться в этом направлении. Хотя медиков среди родных не было, и вроде никакая жизненная ситуация такую внутреннюю потребность или необходимость не вызывала, тем не менее это был свершившийся факт, вполне им осознанный, и ни в какой другой профессии представить себя Алексей уже не мог. За реализацией мечты дело не стало.

«В 10–11-м классах я уже занимался в лицее при мединституте, чтобы туда наверняка попасть, – рассказывает Алексей Чувашов. – Поступил и уже со второго курса начал работать. Сначала санитаром во 2-й больнице скорой помощи в кардиологическом отделении; через год перешел в Областную клиническую больницу в отделение гнойной реанимации на должность медбрата. С пятого курса института открылась возможность для работы фельдшером на подстанции скорой помощи».

Таким образом, были пройдены все ступени на пути к врачебной практике. Думается, для профессионального становления доктора необходимо все же знать изнутри, не понаслышке, как работает структура санитаров, фельдшеров, медсестер, медбратьев – так легче потом будет делать одно общее дело, поскольку понимание между коллегами, можно сказать, гарантировано. Мечта от этого «хождения по низовым ступенькам» нисколько не пострадала, наоборот, только укрепилась.

«Оставшись на скорой помощи уже в качестве врача, я окончил интернатуру по хирургии, но работать хирургом не стал, – продолжает Алексей Сергеевич. – Вовремя понял, что это немножко не мое: чтобы быть хирургом, нужно иметь определенный склад ума. Мне было несколько сложно в операционной. В принципе, все получалось. Но эти многочасовые операции… Это, знаете, как вязать. Кто-то спокойно этим занимается, а у кого-то терпения не хватает. Я всегда в душе тяготел больше к неотложной терапии – и продолжил работу на скорой помощи. Проучился на курсе неотложной кардиологии и перешел врачом в кардио-реанимационную бригаду. В ее составе, кроме меня, был фельдшер и санитар, мы ездили втроем на самые сложные вызовы, связанные с сердечной деятельностью: отеки легких, инфаркты, нарушения сердечного ритма и так далее. Можно сказать, с большим удовольствием я отработал 8,5 лет в Дзержинской подстанции скорой помощи. Но в один прекрасный момент захотелось чего-то большего…»

Что ж, не одними розами устлан путь даже в любимой профессии, а уж в такой, как медицина – тем более, и этот путь отнюдь не прям. Но если, признав свою ошибку и поменяв направление курса, мы стали только сильнее и увереннее в себе, морального удовлетворения стало больше – значит, решение было верным. Ну насчет «захотелось чего-то большего», так человек останавливается в своем развитии, если этого «чего-то большего» вдруг перестало хотеться. Скорая помощь, по словам Алексея Сергеевича, – это хорошая специальность, но она в какой-то степени ограничена. «Сумка врача скорой не меняется и не поменяется никогда, потому что есть «неотложные состояния», которые лечатся определенным набором лекарственных средств. Я решил уходить в стационар, – рассказывает Алексей Сергеевич. – Ведь на скорой ты неотложную помощь больному оказал, передал его в больницу и дальше там им занимаются, а у тебя новый вызов… Тяготение к стационарному лечению, к более длительным контактам с пациентами, более детальному изучению их проблем возникает невольно».

Таким стационаром, к счастью (и для доктора, и для нас) стала НКЦРБ. О том, что там есть вакантное место, Алексею Сергеевичу подсказала его коллега по скорой помощи, на тот момент уже работавшая в краснообской больнице. «Ездить с Березовой рощи в Краснообск, конечно, было далековато, но я приехал сюда и как раз попал под программу «Земский доктор» – это было в 2015 году. Устроился работать врачом в приемный покой, а в 2017 освободилась ставка заведующего терапевтическим отделением, и главврач больницы, на тот момент им был Алексей Николаевич Бухтияров, предложил должность мне. И вот с тех пор и по сей день я работаю. Программа «Земский доктор» рассчитана на 5 лет, закончилась она в 2020 году, но уходить я никуда не стал, потому что в принципе мне все нравится, все устраивает. Больных много, а помогать им – замечательно…».

Произошел тот случай, когда не только человек красит место, но и место человека, давая ему возможности для дальнейшего роста. По своей второй специальности (первая – терапевт) Алексей Сергеевич – кардиолог. А так как вся его профессиональная деятельность была связана по большей части именно с этой специализацией, то его несколько удивило, что в стационаре не было ни одного кардиолога. С приходом Чувашова в больницу кардиологическая помощь стала развиваться – инициатива врача была поддержана руководством. Больные быстрее и чаще стали попадать на коронарографию, стентирование; пациенты с инфарктами и стенокардией – на установку кардиостимулятора, на оперативное лечение, которое в народе называют «прижиганием», чего раньше вовсе не было. Люди, естественно, довольны.

Алексей Сергеевич же продолжает учиться, идти дальше. Помимо кардиологических и терапевтических конгрессов и конференций две недели провел в Петербурге, изучая вопросы сердечной недостаточности, после чего во многом поменял представление, как нужно пациентов вести, как их лечить – и это уже дает свои плоды. Самая большая радость для врача – когда пациенты поправляются, лучшей награды не придумаешь, говорит Алексей Чувашов. Перспектива открытия в районной больнице кардиологического отделения сделает еще одну профессиональную мечту Алексея Сергеевича сбывшейся: он же это отделение и возглавит, никакого «перекоса» ни в ту, ни в другую сторону теперь не будет.

Есть люди, которые всячески избегают лишней ответственности. Алексей Чувашов, кажется, сам идет ей навстречу, причем не только в работе, но и в жизни: он примерный семьянин, отец двух детей – сына и дочери. Работу и жизнь, профессионала и человека никогда в себе не делил. Ответ его на заданный в конце беседы вопрос говорит о том четко: «Главное для врача – это человечность».

Юрий Малютин, фото предоставлено Алексеем Чувашовым