Профессия воспитателя многогранна

Ольга Мельникова, воспитатель детского сада «Теремок» в Краснообске, пришла в профессию не сразу, но проработав педагогом меньше десяти лет, смогла добиться очень высокого результата – завоевать звание «Воспитатель года Новосибирской области».

Ольга Игоревна из педагогической семьи. Бабушка больше пятидесяти лет отдала школе, учила детей русскому языку и литературе, была директором школы. Учителем английского языка была мама Ольги, правда, потом, после переезда в Краснообск, стала работать в Институте экономики сельского хозяйства. Так что вопрос, куда пойти учиться после школы, для Ольги Мельниковой не стоял: она поступила в Новосибирский педагогический университет, на специальность «учитель русского языка и литературы». Но в профессию наша героиня пришла не сразу.

– После окончания института обратилась в родную школу, но учитель русского языка там не требовался, не было мест, – вспоминает Ольга Игоревна. – Подумала, что где-то еще, не в Краснообске, работать не хочу. Но скорее всего, просто еще сама была не готова: рано еще было, не видела пока себя в учительстве. Развернулась и ушла в Институт экономики сельского хозяйства. Сначала работала экономистом, потом научным сотрудником, проработала в институте почти десять лет. Параллельно окончила Новосибирский аграрный университет. Кстати, педобразование во многом помогало, особенно при работе с монографиями, при написании научных статей. А опыт научной работы помогает сейчас. Так что, все не зря.

Наша героиня уже готовилась к защите кандидатской диссертации, сдала кандидатский минимум по английскому языку и философии, но тут произошла, по ее словам, переоценка ценностей. Ольга Игоревна для себя вдруг поняла, что ее деятельность не приносит реальной пользы, больше не видела, кому нужны ее наработки, не видела их практического применения, а хотелось, чтобы твое дело имело серьезную общественную значимость, чтобы усилия, которые ты прикладываешь, не уходили «в стол», а получали ответную реакцию. Было Ольге тогда 33 года – не зря этот возраст считается знаковым. И тогда она вспомнила о своем первом образовании.

На тот момент у Ольги Игоревны было двое детей. Сын уже учился в школе, а дочь ходила в детский сад.

– Глядя на своих детей, подумала, что с самыми маленькими мне будет интереснее работать, – делится педагог. – Дошколята – они более искренние, что ли; более открытые, больше верят воспитателю, прислушиваются. К тому же в детском саду ты учишь детей всему: и математике, и литературе, и грамоте, и этике, и многому другому. Направления работы настолько многогранны, что постоянно узнаешь для себя много нового, когда готовишься к очередному занятию или ищешь ответы на миллион вопросов маленьких «почемучек». А еще в детсаду педагоги и поют, и танцуют, и перевоплощаются в сказочных героев, да и методическая работа занимает много времени. Так что, придя в дошкольное учреждение, можно реализовать свои самые разные таланты.

Так попала Ольга Мельникова в детский сад «Теремок». Заведующая Наталья Столбунова увидела в молодом педагоге потенциал, энергию, готовность ко всему новому. Ольга Игоревна прошла переподготовку в педагогическом колледже № 1 им. Макаренко и взяла свою первую группу. Это были «подготовишки», раскачиваться времени не было, работа закипела.

Каждый день у воспитателя детского сада вроде бы строится одинаково, нужно соблюдать определенный режим, но ни один день не получается похожим на другой. С одной стороны, сами дети не дают скучать, с другой – играет роль отношение педагога к своему делу. Если он пришел в детский сад «отбывать» рабочее время, ничего хорошего не выйдет, а если действительно проживать каждый день вместе с воспитанниками, как наша героиня, то и две смены (а такое иногда бывает) пролетают незаметно. Есть у Ольги Игоревны и особая традиция, после завтрака ребята собираются на «Утренний круг» и обсуждают с воспитателем, как прошел вчерашний день, что нужно сделать сегодня, рассказывают свои новости. Это, по мнению педагога, очень важно для налаживания контакта с детьми, они видят, что педагог их слушает и слышит.

– В работе воспитателя самое главное – создать атмосферу эмоционального благополучия, – говорит Ольга Мельникова. – Когда я слышу от родителей, что дети утром с удовольствием собираются в садик, и вижу, что вечером они не хотят уходить, для меня это высокая оценка моей работы. Педагог должен уметь видеть что-то хорошее в каждом ребенке, должен помогать раскрыться, проявить свои таланты, нужно поощрять воспитанников за каждое, даже самое маленькое достижение, ведь для кого-то склеить сложную фигуру – не проблема, а кто-то ножницы научился держать – и это для него большой труд. В нашей работе важно наладить и контакт с родителями. Когда встречаю ребят утром, всегда стараюсь сказать хоть несколько слов мамам и папам, рассказать и о хорошем, и о том, что надо бы скорректировать. Родители также делятся какими-то своими опасениями, стараемся все обсуждать. Видя заинтересованность с моей стороны, родители начинают мне больше доверять. В этом году я выпустила очередную группу, очень благодарна родителям ребят за их отношение, все меня очень поддерживали.

Детский сад «Теремок» – инновационная площадка по внедрению программы STEM-образования в дошкольном учреждении. Цель программы – развитие интеллектуальных способностей детей, развитие интереса к точным наукам.

– В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, получают навыки общения, получают первоначальное представление о профессиях, – объясняет Ольга Мельникова. – Занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал. Дети учатся видеть взаимосвязь тех или иных событий, начинают понимать принципы логики. Развивается пространственное мышление, интерес к конструированию, экспериментированию, формируется умение работать в команде, договариваться друг с другом, что позволяет пополнять словарный запас, осваивать грамматические особенности построения речи.

Есть несколько направлений в программе STEM-образования: ЛЕГО-конструирование, робототехника, мультипликация, дидактическая система Фридриха Фрёбеля и другие. В «Теремке» работают с наборами Фрёбеля. Под руководством старшего воспитателя Елены Сайботаловой были разработаны разные виды игр и занятий с использованием этих наборов. Методическую и научную поддержку оказала старший преподаватель Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Ольга Ельцова. Педагоги даже издали собственную книгу. Эффективность методики работы с дошкольниками подтверждают и учителя начальных классов, которые затем учат воспитан ников «Теремка»: положительные отзывы педагоги детсада слышат постоянно. Применение дидактической системы Фрёбеля представляла Ольга Мельникова и на конкурсе «Воспитатель года».

– Желание поучаствовать в конкурсе было давно, – рассказывает Ольга Игоревна. – Я ведь уже участвовала в муниципальном конкурсе профмастерства «Педагогический дебют» и даже вошла в тройку лидеров. Поэтому попробовать свои силы уже в «Воспитателе года» хотела еще в 2020 году, но вмешалась пандемия, конкурс был дистанционным, а это для меня сложнее, ведь ты не получаешь, так скажем, обмена энергией. Когда ты видишь живую реакцию жюри, ты мгновенно можешь что-то поменять в выступлении, и результат может быть лучше. В этом году тоже сначала не могла решиться, ведь конкурс отнимает много времени, практически полгода работаешь в особом режиме, но после беседы с нашим руководителем все-таки заявилась на конкурс. Муниципальный этап завершился в конце марта, а уже через месяц стартовал областной. Было сложно, времени на все не хватало, но поддержка коллег и семьи очень помогала. И вообще все время было такое ощущение, что у меня все получится, была твердая уверенность, что выйду в лидеры, хотя конкуренция была очень серьезная. Когда объявили результаты и назвали мое имя как абсолютного победителя «Воспитателя года Новосибирской области», была не только радость за себя, за то, что я делаю что-то лучше других, но и гордость за наш детский сад, за наш коллектив, за наш район, ведь такого высокого результата мы не добивались очень давно. Кстати, – смеется Ольга, – коллеги, когда встречали меня после конкурса, постелили красную дорожку, вот так все были рады! Сейчас уже начала подготовку к всероссийскому этапу, который пройдет в сентябре. Расслабляться некогда, ведь там будут лучшие из лучших практически со всех регионов страны. Так что буду стараться и дальше, найду, чем удивить экспертов. Надо! А как по-другому?!

Татьяна Кузина, фото из личного архива Ольги Мельниковой