Живет такой мастер

В усадьбе народного умельца Валерия Буровкина, что находится на улице Славянской села Марусино, мне приходилось бывать и раньше – во время проведения районного конкурса на лучшее ветеранское подворье. Но тогда и двухэтажный дом был еще не достроен до конца, и сам двор – настоящее художественное пространство с различными скульптурами зверей и мифических существ – еще требовал последних штрихов или окончательной огранки.

Речь шла преимущественно о композиции, об оптимальном расположении в пространстве объектов фантазии Валерия Фёдоровича, персонажей его художественного мира. Теперь – другое дело. Дом, удобный и вместительный (все­-таки 200 квадратов), уже готов. Он построен в основном руками хозяина. Заняли свои законные места и персонажи (что больше определяет усадьбу, дом или они, это еще большой вопрос). Вот симпатичная семейная группа оленей – олень­-папа, его взгляд словно устремлен вдаль, в будущее; верная олениха­-мама, хранительница семейного очага, и олененок­-наследник (или наследница?). Антропоморфность (очеловечивание) композиции состоит в том, что каждому члену оленьего семейства скульптор осознанно придал осмысленный вид и взгляд, глаза ведь – окна души, а она, эта общая душа, у семьи, безусловно, есть. Что, может, в первую очередь и привлекает зрителей, особенно тех, кто видит скульптурную группу впервые. А рядом, перед входом в банный комплекс, разбит настоящий мини-­пруд с уточками, русалкой, из которой бьет фонтанчик, и, конечно, группой любимых лебедей. Какая-­то есть во всем этом органика, то есть ощущение того, что именно так, и никак иначе, всё и должно быть. И старый знакомец дракон вовсе не так и страшен, потому что симпатичен, положи руку в пасть – уж точно не откусит.

Но вот и новые прибавления: безобидный в общем волчонок у собачьего вольера – это, думается, удачная находка, особенно явная тогда, когда две морды оказываются в непосредственной близости одна от другой. Разве что волчья морда – мирная, а собачья – далеко не всегда, стоит лишь псу оказаться за пределами своего роскошного жилища: незваных гостей­-де просим не жаловать. А эти вольные скульптурные птички на ограде, а стилизованный деревенский колодец? Стилизованный, но отнюдь не декоративный: внутрь помещен насос, который качает воду из скважины. Центр пространства мастер оставил свободным, убрал всё лишнее – и оно от этого только выиграло: непокидающее ощущение свободы и простора. За торцом дома, тем, что вглубь, можно расположить и небольшие грядочки в умеренном количестве – на общую концепцию организации пространства это никак не влияет.

К Валерию Фёдоровичу в гости мы заглянули с председателем ветеранской организации села Марусино Валентиной Папышевой, беседовали, любовались живописными видами с рукотворными творениями мастера, и в какой­-то момент подумалось: всего этого, развернись фантазия хозяина в другую сторону, вполне могло и не быть. Земельный участок на Славянской бывший военный, офицер­-танкист, юрист по образованию (занимается он юридической практикой и по сей день) Валерий Буровкин взял лет 10 назад, как вышел на пенсию – понравились ему здешние места, понравились окружающие люди. А увлечению хозяина скульптурой всего-­то лет пять будет. Естественно, первоначальная задумка о том, как устроить свою усадьбу, претерпела некоторые изменения.

– Все люди моего возраста, наверное, прошли через это: выходишь на пенсию – и не знаешь, куда себя деть, – говорит Валерий Фёдорович. – У меня появилась возможность – поскольку свой дом – заниматься скульптурой. Конечно, опыта не было, я любитель, не профессионал. Со временем увлекся этим делом… Многие, видимо, согласятся, что, когда приглашают в гости, на какой-­то юбилей, семейное торжество, почти всегда приходится ломать голову, что же такое подарить. Я в этом отношении теперь спокоен. Сделал какую­-то скульптуру, и это подарок на многие годы, даже на десятилетия. Бывает, он вызван трагическими обстоятельствами. Для друга, у него отец и мать погибли в один день, недавно сделал скульптуру ангела, она была установлена на кладбище.

Валентина Генриховна тут же напомнила о марусинском поклонном кресте работы Валерия Буровкина, а автор заметки – о скульптуре Скорбящей матери, которая стоит во дворе школы № 24 – за несколько прошедших лет это место стало культовым для марусинцев и для гостей села, и о скульптурной группе лебедей при въезде в микрорайон «Лебяжье». Разве его можно представить теперь без этого символа? Сложно поверить, что все эти работы были сделаны еще в начале творческого пути Валерия Фёдоровича. Теперь бы он, наверное, кое-­что изменил, сделал иначе, так как прекрасно видит какие­-то недочеты, допущенные ошибки, незаметные для обычного глаза. Поражает другое – то, как быстро набирал форму мастер, как много успел сделать всего лишь за одну пятилетку. Теперь на его счету – более пятидесяти скульптурных работ, как­-то Валерий Фёдорович сделал подсчет, но уточнил: только за три года.

Природный талант, считает Валентина Папышева. Видимо, да. Если учесть, что до быстро оформившегося увлечения скульптурой у хозяина были за плечами лишь занятия в детстве в школьной изостудии да в качестве хобби – лепка фигурок из пластилина и глины. А еще есть огромное трудолюбие (когда чуть ли не ежедневно ложишься спать в полночь и за полночь, а встаешь в пять­-шесть утра – успеть можно, действительно, многое) и страстное желание заполнить нишу, занятую тобой от души и для души. Настолько сильное, что заснуть зачастую не можешь, обдумывая начатые и будущие проекты. А какой физический труд стоит за этим!

– Начинаю с металла, с арматуры – делаю так называемый скелет, потом армирую его, дальше – бетонные работы; потом шлифовка, полировка и так далее, – рассказывает мастер. – Надо просто чувствовать фигуру… Конечно, делаешь сначала макет – лепишь из пластилина, чтобы было представление о пропорциях…

Большинство работ было раздарено, коммерческую составляющую Валерий Фёдорович никогда не ставил во главу угла. Оплаченные материалы для работы – это одно (так, допустим, делались социальные, общественные заказы, о которых говорилось выше), а сам труд мастера – совсем другое, он сплошь и рядом был бесплатным. Лишь в последнее время стали появляться частные заказы. Это, что называется, слава пошла. Ведь художественного ширпотреба Буровкин не делает, каждая его работа – индивидуальна, а поэтому уникальна, никаких заимствований ниоткуда; подражания кому-­то мастер старается не допускать, не исключая великих (кстати, кумир для Валерия Фёдоровича – Микеланджело). Конечно, есть новые задумки. Первая и, наверное, самая давняя – поставить композицию со львами в конце улицы Славянской. Теперь для этого есть реальные основания. Соседи – только за (с людьми Валерий Фёдорович уживается так же хорошо, как и со своим искусством). Могу предположить, что львиное семейство будет не агрессивным, но царственным. В общем, труд для души мастера продолжается и сулит он новые открытия, нужные далеко только ему одному.

Юрий Малютин, фото автора