Воспитание со знаком «плюс»

Новосибирская область вошла в число 35 субъектов Российской Федерации, в которых с 1 сентября 2022 года в школах начнут работать советники директоров по воспитанию и работе с детскими объединениями. Организаторы проекта – Министерство просвещения РФ совместно с Российским движением школьников. Новая должность появится в 12 школах Новосибирского района.

О том, чем будут заниматься такие специалисты, рассказала руководитель районного управления образования, канд. пед. наук Юлия Кузнецова.

– Юлия Владимировна, в последнее время много говорится о воспитании молодежи. Критики школьной реформы отмечали, что образовательные учреждения уделяют мало внимания воспитательному процессу, акцент делается на получение знаний. Для чего вводятся новые штатные единицы?

– Хочу напомнить, что еще в 2020 году Президент РФ Владимир Путин инициировал поправки в Федеральный закон «Об образовании». Были конкретизированы понятие «воспитание» и общие требования к организации воспитательного процесса. 14 июля этого года вступил в силу новый Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи». Система воспитания перестраивается под новые требования. В этом году в Новосибирском районе утверждена муниципальная программа развития воспитания до 2024 года.

Процесс обучения всегда подразумевает тесное общение учителя с учеником. Но воспитание – это более длительный процесс, он не ограничивается рамками школьного урока. Мы воспитываем, если ребенок воспитывается, если происходит наше сотрудничество в совместных событиях. И эти события внесут в жизнь ребенка новые ценности, ресурсы для развития духовности.

Квалифицированных специалистов в непростом деле воспитания подрастающего поколения мало не бывает. Задача советников активно включать школьников в детские объединения российского движения детей и молодежи, в том числе учитывая их интересы и склонности.

– Но есть же психологи, классные руководители, завуч по воспитательной работе…

– У завуча задача организационная – нужно планировать и контролировать всю систему воспитательной работы в школе. Классный руководитель работает на уровне класса по рабочей программе воспитания. Психолог занимается психолого-педагогическим сопровождением. Советникам необходимо будет включить свою школу в общую федеральную воспитательную повестку. Специалисты будут поддерживать и развивать традиции, объединять детей, педагогов и родителей для реализации общих проектов, воспитывающих событий.

– В советское время у нас были октябрята, пионеры, комсомольцы. Означает ли воспитание какую-либо идеологическую направленность?

– Политике в школе не место. Воспитание отличается от других педагогических процессов тем, что оно ведет к духовности. Духовность проявляется в единстве личных и гражданских целей, когда сливаются личное счастье и гражданственность, когда «судьба и Родина едины». Важное направление в работе педагогов – патриотическое воспитание, которое нацелено на становление гражданина, а не носителя какой-то идеологии. Любовь к Родине – это не инструкция, а жизненный нравственный принцип. Воспитание будет со знаком «плюс» только в событиях, в постоянном диалоге детей и взрослых, в поступках, направленных на формирование уважения к своей малой родине, родному краю, стране, к культуре разных народов. Считаю, что в Новосибирском районе сегодня воспитание со знаком «плюс» реализуется в рамках военно-патриотического движения «Юнармия». При поддержке администрации района, депутатов, регионального штаба ВВПОД «Юнармия», силовых структур и директоров школ для учеников организовали значимые события на территориях Новосибирского высшего военного командного училища, Шиловского полигона. Плечом к плечу взрослые и дети почтили память воинов-героев, приняли участие в торжественном параде.

– Юнармия – одно из направлений патриотического воспитания школьников. В Новосибирском районе движение активно развивается. Что еще можно предложить современным детям, чтобы им было интересно?

– В рамках российского движения детей и молодежи можно включиться в волонтерство, творчество, спорт, научную деятельность. У детей много возможностей проявить себя. Советники будут помогать им в этом.

– Где будут брать советников по воспитанию? Есть у нас такие специалисты?

– Подбором кадров и обучением занимается Министерство просвещения РФ и Российское движение школьников. Прошел всероссийский открытый конкурс «Навигаторы детства 2.0». По его итогам из 74 участников от Новосибирского района отобрано на должность советников директоров по воспитанию и работе с детскими объединениями 14.

Сейчас педагоги проходят курсы повышения квалификации по программе «Воспитательная деятельность в образовательных организациях» на базе корпоративного университета РДШ. Программа была разработана в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» нацпроекта «Образование».

С 1 сентября советники приступят к работе в школах № 1 (Краснообск), № 7 (Красноглинное), № 14 (Верх-Тула), № 24 (Марусино), № 32 (Сосновка), № 58 (д. Издревая), № 61 (Толмачёво), № 84 (Боровое), № 111 (Плотниково), № 123 (Мичуринский), в лицее № 13 (Краснообск) и Гимназии «Краснообская». Оплата труда педагогов будет осуществляться за счет средств федерального бюджета.

– Работа с детьми – это особое призвание. Кто эти люди, решившие стать воспитателями?

– Это настоящие профессионалы. Есть молодые специалисты, есть те, кто входит в кадровый резерв районной системы образования. Многие уже зарекомендовали себя как лидеры, способные организовать детей, увлечь их за собой. Их имена известны в учительском сообществе. Это энтузиасты своего дела, с горящими глазами и открытым сердцем. Они умеют общаться с детьми на их языке. Дети им верят. Список советников размещен на сайте управления образования.

Встречаться с ребятами, готовиться к различным творческим событиям советники будут в школьных Центрах детских инициатив, помещения для них сейчас оборудуют в образовательных организациях.

– Невольно возникает ассоциация с пионерской комнатой, которые были в советское время. Знаете, я как представитель той эпохи немного ностальгирую. Горн, барабан, знамя дружины…

– Назад мы уж не вернемся, время другое и дети другие. Но педагогические традиции забывать не стоит. Многие известные общественные деятели выросли из школьного актива, были командирами отрядов, вожатыми, затем руководителями молодежных организаций и территорий. Я тоже, кстати, прошла этот путь. В 14 лет стала вожатой. С семиклассниками мы организовали военно-патриотический отряд и выиграли городскую «Зарницу». С тех пор я в строю, потому что воспитание со знаком «плюс», еще раз подчеркну, получается тогда, когда педагог переживает события рядом с ребенком, плечом к плечу, мотивирует личным примером. У меня в свое время были такие советники и наставники, которые учили педагогической профессии: моя мама Альбина Кузьминична Северина, она работала в школе вожатой, учителем географии и директором, и директор Центра дополнительного образования города Искитим Марина Исаметовна Курдюмова.

Я с оптимизмом смотрю в грядущее и жду позитивных изменений в системе общего школьного образования.

Беседовала Елена Азарова, фото предоставлено районным управлением образования

Мнение педагогов

Мы попросили будущих советников директоров школ по воспитательной работе поделиться мнением, чего не хватает современным детям, и как они сами видят свою работу на новом поприще.

Екатерина Ефанова, учитель географии, лицей № 13:

– Я из учительской династии. Мои мама и папа, а также бабушка и дедушка были учителями. В нашей семье было принято считать ребенка самым главным человеком. Все, что мы делаем, что говорим, все это отражается на наших детях, – учили меня. И я следую этому принципу. Общественная работа мне всегда нравилась, люблю быть в гуще событий, не устаю от детей. Считаю, что в современной школе нужно создать такие условия, чтобы учителя были меньше загружены бумажной работой, а дети больше общались друг с другом.

 

Михаил Шабанов, учитель естествознания, лицей № 13:

– Мой педагогический стаж – 10 лет. С одной стороны, уже есть профессиональный опыт, с другой – я еще молод, мы с учениками понимаем друг друга, нет особых барьеров. Почему я пошел на конкурс «Навигаторы 2:0»? Наверное, потому что придерживаюсь позиции, что школа должна воспитывать, просвещать, прививать культуру. Цифровизация – это, конечно, хорошо, дети сегодня легко находят информацию, получают знания в режиме онлайн. Но зачастую они растеряны, не могут сориентироваться в окружающем мире, им не хватает мотивации. Для этого нужен советник, наставник и друг, который сможет замотивировать ребенка и поможет ему достигнуть цели.

Екатерина Воробьёва, заместитель директора по воспитательной работе, учитель математики Мичуринской школы № 123:

– В Мичуринскую школу я пришла сразу после окончания университета, четыре года назад. Небольшая разница в возрасте помогает мне держаться с ребятами на одной волне, мы можем обсудить фильмы, музыку, моду. Они тянутся ко мне, как к старшему товарищу. В нашей школе развивается движение РДШ. Чтобы понимать, в каком направлении двигаться и как лучше построить работу с детьми, я пошла на конкурс «Навигаторы 2:0». Очень надеюсь, что у нас появится образовательное пространство в школе, свой кабинет, где можно будет собираться в неформальной обстановке – этого сейчас не хватает.