Сегодняшний подход – минимальное воздействие на экологию

В июле депутаты Заксобрания области поддержали новую мусорную концессию. По проекту предполагается строительство двух мусороперерабатывающих комплексов на территории Раздольненского и Верх-Тулинского сельсоветов. Информация об этом вызвала у жителей района много вопросов. На некоторые из них редакция газеты попросила ответить заместителя директора по научной части Института почвоведения и агрохимии СО РАН, завлабораторией биогеохимии почв, д-ра биологических наук Александра Сысо.

– Александр Иванович, чем мусороперерабатывающие комплексы отличаются от старых полигонов?

– Согласно проекту, планируется строительство именно комплексов по сортировке, переработке и утилизации ТКО. Это не та свалка, которую представляет собой Гусинобродский или Левобережный полигоны. Ведь главное, что вызывает у людей тревогу – что будут построены такие же свалки, как 50 лет назад. Нет, сейчас создают высокотехнологические комплексы, главная функция которых – переработка.

Твердые коммунальные отходы, поступающие на полигон, будут сортироваться на фракции. Во-первых, будут выделять отходы, которые подлежат вторичной переработке. Это пластик, металл, резина, картон и т. п. Вторая фракция – органические отходы. Их будут перерабатывать в закрытых цехах компостирования. Третья фракция – это, как правило, отходы пятого – самого низкого – класса опасности, так называемые «хвосты». Они будут захоронены в специальных искусственных углублениях – котлованах, дно которых покрывается геомембраной.

– Какова основная функция геомембраны?

– Ее задача – защита грунтовых вод от жидкости, которая выделяется.

– Выдержит ли геомембрана в нашем сибирском климате?

– Все мембраны разрабатываются для разных природных и климатических условий. Новосибирская область относится к четвертой группе территорий с резко континентальным климатом, для которого характерно промерзание и пучение грунтов. Когда готовится проект, все особенности учитываются и закладываются такие материалы, в том числе геомембрана, которые соответствуют конкретным природным условиям. Угрозы для мембраны со стороны температуры маловероятны – она будет соответствовать климату. Иначе проект не примут. Грунты у нас на открытой поверхности промерзают до двух метров, а там, где много снега, они редко промерзают даже на глубину один метр, а иногда не промерзают вовсе. Так что опасения, что геомембрана промерзнет, не обоснованы.

– Насколько геомембрана надежна? Грунтовые воды будут защищены?

– Геомембрана должна быть толщиной не менее трех миллиметров. Сверху укладывается инертный грунт, он защитит мембрану от механического повреждения. Поэтому опасения, что она может быть прорвана, беспочвенны.

Полную технологию складирования «хвостов» именно на этих комплексах не могу описать, потому что есть разные способы. Но, вне всякого сомнения, грунтовые воды не будут загрязняться. Жидкость выделяется при разложении органики, а как я уже говорил, на подобных комплексах органические отходы будут отсортировываться и компостироваться. Та же вода, которая попадет в котлован в результате осадков, будет выводиться и фильтроваться. Да и сами комплексы размещаются на территориях, где грунтовые воды лежат глубоко.

 – А какова должна быть глубина залегания воды?

– Обычно требуется, чтобы было не менее двух метров ниже дна котлована для того, чтобы было безопасно для экологии.

 – Близко ли расположены грунтовые воды на участке, на котором предполагается строительство правобережного полигона?

– Во-первых, территория хорошо дренируется речками и ручьями. Во-вторых, сама площадка достаточно ровная. Грунтовые воды я сам не мерил, но думаю, что они там примерно на глубине метров пяти-десяти. Этого достаточно. Да даже когда вы выемку начнете делать, уже пойдет вода, если грунтовые воды близко. Я был на этом участке, спускался в лог, где ручьи. Они сухие. Это типичная правобережная территория и здесь нет никаких противопоказаний для размещения полигона. Тем более что в ближайшем километре нет жилья.

Важно понимать, что на всех участках, которые рассматривались для размещения полигонов, проведены инженерные изыскания: инженерно-геологические, инженерно-экологические, метеорологические и прочие. На участке в Раздольном также проводилось бурение, материалы исследований есть. Любая площадка принимается как перспективная только после того, как будет понятно, что она соответствует жестким требованиям ГОСТа. Есть нормативы – строительные и экологические, и без таких изысканий участок не пройдет экспертизу. Нельзя просто прийти и решить, что полигон будет стоять здесь. Прежде чем принять решение, проводят серьезные исследования, результат которых рассматривается на разных уровнях – областном, федеральном.

– На каком расстоянии от населенного пункта можно строить мусороперерабатывающие комплексы?

– По нормам санитарно-защитная зона до жилищной застройки должна быть не менее 500 метров. Но, как правило, современные комплексы строят не ближе километра. При этом хочу отметить, что это нормативы для полигонов твердых коммунальных отходов, таких как Гусинобродский и Левобережный. А в данном случае будут построены мусороперерабатывающие комплексы. По сути это склады, огороженные забором. Кроме места захоронения «хвостов», все помещения крытые. – Насколько надежен контроль Росприроднадзора за такими объектами? – Сегодня во всем мире при любом производстве, особенно при промышленном, выбираются технологии, которые оказывают наименьший вред окружающей среде. Такой подход исповедуется последние, наверное, лет пять, если не больше, и в России. Принят ряд нормативных документов, принята федеральная программа «Экология». Сегодня уделяется самое пристальное внимание тому, чтобы подобные объекты оказывали минимальное воздействие на экологию и не доставляли особого дискомфорта жителям. Я полагаю, что решения, которые примут по конкретным комплексам, будут самыми разумными и с экологической точки зрения тоже.

Беседовала Ася Малютина, фото предоставлено Александром Сысо