Вектор на воспитание требует глубины

В преддверии нового учебного года в Краснообской гимназии прошел XIV августовский педагогический форум работников образования Новосибирского района «Качество современного образования: вектор на воспитание».

То, что именно этот вектор наряду с образовательными программами был вынесен в название форума, глубоко симптоматично. Такова реальность сегодняшнего дня. Очень впечатлила в этом плане само начало мероприятия: на сцену актового зала вышли воспитанники Дома детского творчества «Мастер» – юнармейцы краснообских школ. Патриотическая вокальная композиция «Служить России», возможно, и по этой причине вышла на редкость убедительной; мало того, еще и исполненной на хорошем уровне. Градус выступления еще более повысили младшие товарищи юнармейцев – они исполнили гимн России. Редко, когда услышишь столь проникновенное и чистое исполнение российского гимна, причем в полном его варианте. Реакцию, сердечный отклик стоящего зала предугадать было несложно.

– Мы начинаем мероприятие с темы патриотического воспитания, с наших юнармейцев, – сказал глава Новосибирского района Андрей Михайлов, открывая мероприятие, – и мне хотелось бы сказать слова благодарности в адрес педагогов и руководителей образовательных учреждений, районного управления образования за то, что они услышали посыл, поддержали крайне важное в сегодняшних реалиях направление. Сегодня подписали соглашение о сотрудничестве с руководителем Центра патриотического воспитания Новосибирской области Аллой Александровной Данилевской. Это будет пилотный проект. Одно из предложений – реализация в следующем году в летний период проекта патриотических профильных смен в загородных лагерях. Мы будем поддерживать и развивать это направление. И, конечно, будем развивать и инфраструктуру в наших поселениях. Буквально по всем территориям мы имеем четкий план развития. Перед нами стоят большие задачи, но я уверен, с такой командой, как у нас, поэтапно решим все.

С приветственным словом к педагогам дошкольного, общего и дополнительного образования, ветеранам педагогического труда, представителям родительской общественности обратились также председатель Совета депутатов Новосибирского района Сергей Зубков, глава Краснообска Татьяна Эссауленко, депутат областного Законодательного Собрания Игорь Гришунин, помощники депутатов Заксобрания Олега Подоймы и Анатолия Жукова Любовь Жаналиева и Надежда Дёмина, Алла Данилевская. Почетные гости под несмолкающие аплодисменты зала вручили педагогам, показавшим особые профессиональные успехи по итогам прошедшего учебного года, почетные грамоты и благодарности.
С основным докладом на форуме выступила руководитель районного управления образования Юлия Кузнецова. Акцент был сделан на вопросах воспитания.

– Эта проблема многоаспектная и непростая, – сказала Юлия Владимировна, – и становится она все более актуальной. В Новосибирском районе реализуются четыре программы, мероприятия которых направлены на воспитание подрастающего поколения: развитие воспитания, молодежной политики, физической культуры и спорта, культуры и искусства. Главой района учреждены стипендии и премии тем детям, которые талантливы, активно участвуют в мероприятиях. Вместе с тем сегодняшняя ситуация в мире, итоги различных исследований подтверждают необходимость повышения эффективности воспитательного процесса. В 2021 году Федеральный институт оценки качества образования провел исследование уровня сформированности ценностных ориентаций школьников. В части личностных результатов, относящихся к духовно-нравственному воспитанию, ученики 6–7 классов продемонстрировали недостаточную готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других. Выявлена также недостаточная сформированность у детей навыков соблюдений правил безопасности, в том числе в интернет-среде…
Вопросы же по патриотическому воспитанию у большинства шестиклассников сформированы. Но, к сожалению, у значительной части восьмиклассников результаты противоположные. Региональный мониторинг показал, что большинство школ района (81%) повысили эффективность воспитательной работы за последний год. Положительная динамика во многом обусловлена развитием детских общественных объединений в образовательных организациях, реализацией воспитывающих и развивающих дополнительных программ. Количество детей, задействованных в этих программах, за последнее время выросло в два и более раз.

Но ведь есть и 19% школ, не повысивших эффективность работы, где отсутствуют отряды юнармейцев, военно-патриотические клубы, отделения Российского движения школьников и других детских общественных объединений. Руководитель управления образования попросила директоров этих школ держать ситуацию на контроле – мониторинг в 2023 году должен показать совсем другие результаты. Желателен стопроцентный охват наших школ хотя бы одной из составляющих или форм патриотического воспитания на уровне объединений детей. Выполнение этой задачи более чем реально. Пусть на первом этапе будут доминировать количественные показатели, но следующий шаг – переход количества в качество – неизбежен, иначе работа детской организации не имеет смысла.

На форуме была предложена более широкая трактовка патриотического воспитания. Те же клубы могут быть не обязательно военно-патриотическими, но и краеведческими, историческими, экологическими и так далее. Воспитание любви к родной земле действительно многоаспектно. Но для этого вектор на воспитание в наших образовательных организациях должен получить дополнительный толчок (каким, кстати, и стал сегодняшний форум), с тем чтобы пойти и вширь, и вглубь.

В докладе были также отмечены успехи наших школьников во Всероссийских олимпиадах разного профиля, а педагогов – во всероссийских и региональных конкурсах профессионального мастерства. Возросла забота о молодых педагогах – работают муниципальная, областная и федеральная программы предоставления служебного жилья. Из новаций также хочется отметить введение института советников директоров школ по воспитательной работе (16 советников в 12 школах района уже приступили к работе) и создание Центров детских инициатив в наших образовательных организациях. Улучшается материально-техническая база школ и детсадов, создаются, причем в массовом порядке, новые учебные места. Доля системы образования в районном бюджете занимает порядка 68%, и стоит отметить, что на функционирование образовательных организаций было выделено на 46 млн рублей больше, чем в прошлом году. Как прямое следствие такой поддержки, а также задействования внутренних резервов самой системы образования, – повышение рейтинга образования района на региональном уровне. По разным методикам подсчета наше образование сейчас занимает второе и шестое места в регионе, совершен настоящий прорыв в этом плане, и все возможности для дальнейшего роста результатов в Новосибирском районе есть.

Юрий Малютин, фото автора