Классная вертикаль

Людмила Фефелова, учитель математики лицея № 13 – лауреат регионального этапа российского конкурса «Учитель года – 2022». Людмила Викторовна, выиграв муниципальный этап, в результате конкурсных баталий уже в регионе вошла в финальную пятерку конкурсантов, где в негласном зачете по набранным баллам заняла второе место.

Итогом своего выступления учитель математики удовлетворена. Поскольку «движение вверх» (а это одно из любимых выражений Людмилы Викторовны – развитие ведь идет вертикально, а не горизонтально), продолжилось. С одним нюансом: речь идет о внутреннем развитии личности, «качественном», а не «количественном». Ведь подобные успехи были у Людмилы Викторовны и раньше. В лицее она – пять лет, и за это время сумела войти в команду педагогов, без которых представить нынешнее развитие образовательной организации сложно. А до этого 27 лет (общий педагогический стаж Людмилы Фефеловой составляет 32 года) проработала учителем математики в гимназии города Темиртау Карагандинской области Республики Казахстан. Целая жизнь, по сути, где также были профессиональные взлеты. Сразу стоит оговориться: сама Людмила Викторовна профессию и жизнь, педагога и человека никогда не разделяла и не разделяет, это для нее это единое целое. «В моей семье – династия учителей, – рассказывает она. – Моя мама, Вера Ильинична Селивёрстова – учитель математики, отличник просвещения Казахской ССР и Советского Союза, сестра также учитель математики… Так что я – потомственный учитель. В 2017 году мы переехали в Россию, на свою историческую Родину. И я пошла работать в лицей. При собеседовании заведующая кафедрой математики и информатики, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ольга Ивановна Абрамян сказала, что я идеально вписываюсь в коллектив – с этого все и началось…».

Иными словами, тут явно не тот случай, по крайней мере в профессиональном плане, когда жизнь приходится начинать с нуля. Но в каждом учебном заведении, каждой школе есть свои традиции, «свои тонкости», по словам Людмилы Фефеловой. «Мне коллеги помогали, в частности, Надежда Даниловна Лылова (бывший многолетний руководитель лицея – Прим. авт.), Ольга Ивановна Абрамян… – признается Людмила Викторовна.

– Я достаточно спокойно вошла в атмосферу лицея. Конечно, несмотря на большой опыт работы, адаптационный период был – дети привыкали ко мне, я привыкала к детям…» Но этот период прошел в достаточно короткие сроки. Сложнее было другое: предстояло вновь набирать высоту – двигаться, повторимся, «не столько вперед, сколько вверх», без этого никак, потому что – «вперед», считает математик, можно идти и по параллели. А «вверх» – оно всегда уникально и индивидуально. Это ведь отнюдь не сохранение некоего статускво – уже достигнутого профессионального уровня. «Учитель всегда должен учиться, – продолжает педагог. – Мы не только учим, но и прежде всего учимся сами. Думаю, что тот учитель, который считает, что он достиг определенной вершины и дальше идти ему некуда – это стагнация, таким учителю быть нельзя. На старых достижениях выехать нельзя. Это мой принцип».

Оттогото Людмила Викторовна не афишировала (от слова «совсем») и свой Гранпри на учительском конкурсе в Темиртау, и второе место на республиканском конкурсе в Казахстане. Надо было показать себя здесь. Потенциал будущего лауреата «Учителя года» Новосибирской области был увиден и оценен – поступило предложение поучаствовать в конкурсе от директора лицея Натальи Зиновьевой, которая оказывала огромную поддержку и помощь. «Когда я выходила на районный этап, за моей спиной стоял лицей, а когда на областной – район. Я старалась», – вот такое емкое определение касательно и меры ответственности, и меры поддержки дала сама лауреат. Впрочем, «звоночки успеха» прозвучали еще до «Учителя года». Людмила Викторовна приняла участие во всероссийском педагогическом конкурсе им. А. Макаренко, стала победителем на уровне региона. В областном конкурсе «Я – классный учитель» – третье место. В них надо было вложиться полностью. А это – набор высоты, новой, еще не изведанной, со всеми сопутствующими тому впечатлениями и ощущениями. Процесс участия можно назвать «впитыванием новинок». Но ведь всё это – только верхушка айсберга, лакмусовая бумажка, проявляющая весь тот поистине колоссальный объем работы, проделанный в учебном процессе.

«Мы идем в единой связке с детьми, администрацией и родителями, – объясняет Людмила Викторовна. – Четыре составляющих. Вычленять из этой связки работу педагога никак нельзя. При подготовке к конкурсным испытаниям огромная поддержка шла от детей. В прошлом учебном году я работала в шестом, восьмом, девятом и десятом классах. Некоторые моменты предконкурсных испытаний я «проводила» через них – беседовала с ними, советовалась, и ученики из каждой параллели вносили свои изюминки. Я выбрала все, что подходило для концепции открытого урока и классного часа областного конкурса… Сказать, что контакт с детьми сложился у меня сразу, с первого урока (а первый свой учебный день в лицее я хорошо помню – это было 2-е сентября 2017 года), я не могу. Это процесс достаточно кропотливый и длительный. Зайти в класс и сразу всех покорить, чтобы все меня вдруг полюбили – такого не бывает, но сейчас, я надеюсь, все получается, потому что мы – ученики и я – с радостью общаемся и ждем встречи друг с другом. Я вообще считаю, что дети и учителя должны идти на урок с радостью – тогда всё получится. Если же нет – какой-то результат тоже будет, но вот того драйва, который испытываешь, когда хороший контакт, не видать. Помимо успехов осязаемых – в оценках, результатах ЕГЭ и так далее – есть ведь еще и внутренняя составляющая: всегда надо хотеть учиться и учить, главное, чтобы эти желания совпадали. Я говорю это даже не столько в учебном плане, сколько в человеческом. Самое большое удовлетворение испытываешь, когда находишь хорошее решение в очень сложной ситуации. Бывало так, что мне приходилось ненадолго останавливать урок и просто с детьми говорить, мы же чувствуем, когда их что-то беспокоит, тревожит, независимо от того, классный час это (Людмила Викторовна – классный руководитель 11 «Г» – Прим. авт.) или урок».

Практически всегда учителю удается держать всех учеников в классе в фокусе внимания. «У меня хорошее обзорное видение», – говорит она по этому поводу. «Как вы видите, что мы списываем?», – порой спрашивают дети. «Я не вижу – я это чувствую», – следует ответ. В итоге – ученический вердикт: списывать бесполезно. А если серьезно, от заботы и внимания до понимания – один шаг. А там еще выше, еще вертикальнее – радость, любовь… Учитель Людмила Викторовна строгий, но вот голоса на учеников никогда не повышает. «Да, я учитель строгий, – подтверждает Людмила Фефелова, – но я стараюсь войти в ситуацию каждого ребенка, потому что у каждого есть своя вершина… Я стараюсь, чтобы мое общение с детьми никого не задевало и не угнетало». Заканчивается это примерно так. Мы верим только поражающим наше воображение фактам, то есть тем, кто за ними стоит. Ученики Людмилы Викторовны собрались на 20-летие выпуска, еще начала века, для встречи с педагогом… в Новосибирске. Ни разные страны, ни годы, ни расстояния, ни ковид этому не помешали. Есть ли вообще пределы для любви – она ведь тоже движение вверх, к Совершенству? Его никогда не достигнуть, но оно всегда есть. Признаюсь честно: во время нашей беседы с педагогом испытал чувство некоторой зависти, пусть запоздалой, к ее ученикам. Будь у меня ТАКОЙ учитель математики, моя детская нелюбовь к этому предмету могла бы вполне перерасти в нечто противоположное. Дети, по сути, не прощают двух вещей – профнепригодности и человеческой несостоятельности, то есть фальши, которую они чувствуют за версту. Всё остальное поправимо. Победа на региональном этапе не была для Людмилы Викторовны самоцелью. Сказал же один очень известный человек: «Я не стремлюсь быть лучше других – я стремлюсь быть лучше себя самого». Вот с этим-то Людмила Фефелова как раз справилась – в очередной раз. Что там будет дальше вверху, время покажет. Подъем продолжается.

Юрий Малютин,
фото предоставлено Людмилой Фефеловой