Тонкие грани воспитания

Детский сад «Теремок» в Краснообске – одно из тех учреждений дошкольного образования, куда родители с удовольствием отдают своих детей, даже если точнее выразиться, очень стремятся отдать своих детей. Может, потому, что «Теремок» с полным на то правом можно назвать не только учреждением дошкольного образования, но и воспитания.

Здесь соблюден такой баланс между образовательными и воспитательными элементами в развитии ребенка, что они как бы переходят друг в друга, образуя единое целое. В самом деле, можно ли отделить развитие интеллектуальных способностей у ребенка от воспитания в нем человека, достойного члена сообщества, гражданина, вершителя судеб страны в будущем? Ведь не секрет: какими мы вырастим наших детей сейчас – такой и будет Россия через пару-тройку десятилетий. Можно зайти и с другой стороны: много ли значат знания и даже умение их применять без культуры поведения, без нравственной составляющей? Да вы знаете: почти ничего. Авторы прекрасной книжки о развитии ребенка, ставшей настоящим бестселлером в образовательной сфере нашего района (и не только) – директор детского сада «Теремок» Наталья Столбунова и старший воспитатель Елена Сайботалова – как раз сторонники гармоничного развития личности. Односторонние или общие подходы без учета индивидуальности каждого ребенка, без творческой составляющей в процессе воспитания тут просто исключены. О Наталье Столбуновой мы уже писали в одном из наших материалов. Настала пора представить и Елену Сайботалову, другого участника этого творческого тандема. Прочная креативная связка «руководитель – старший воспитатель» – залог успешного развития, пожалуй, любого дошкольного учреждения.

Основная миссия Елены Борисовны – воспитывать, а лучше сказать – формировать тех, кто воспитывает детей (под началом у нее 32 педагога), а заодно и проводить воспитательный ликбез с теми родителями, которые не совсем четко понимают, что же должен получить, чему научиться их ребенок, выйдя из стен детского сада. Вы никогда не задумывались над тем, почему люди идут в дошкольные педагоги? Разговор с Еленой Борисовной, кажется, дал мне ответ на этот вопрос. Русская поговорка о том, что ребенка надо воспитывать тогда, когда он лежит поперек лавки, здесь очень актуальна. Идут потому, что подспудно хотят стоять у истоков формирования личности, не упустить этого момента, по сути определяющего дальнейшую жизнь человека – что может быть важней? Елена Борисовна понимает воспитателей, потому что сама была воспитателем – и не один год; родителей – потому что сама родитель. Но понимание не означает какого-то потакания слабостям, желанию «отдохнуть от трудов праведных», успокоиться на достигнутом. Остановка на пути развития для творческого человека, а нетворческих педагогов в команде «Теремка» просто нет, – смерть.

«Сразу после школы я закончила педагогический колледж им. Макаренко, – рассказывает Елена Борисовна, – но так получилось, что по специальности не работала, и лишь спустя много лет вспомнила о том, что у меня есть диплом воспитателя. Пришла в дошкольное учреждение, потому что второму ребенку нужно было попасть в детский сад. Сейчас этому ребенку уже 26 лет, а я до сих пор в детском саду, правда, уже в другом. Очень скоро поняла, что это довольно-таки интересная работа, перспективная, и главное – мне по душе, нравится. Все познается в сравнении. Где-то работа временами может быть и в тягость, а здесь был полет творчества – много фантазии, много идей. Восемь лет проработала воспитателем и поняла, что мне этого мало; но чтобы достичь каких-то новых высот, нужно было получить образование. Закончила педагогический институт. Пришла в «Теремок» (а жили мы уже в Краснообске), тогда там происходили перемены, после ухода на заслуженный отдых прежнего заведующего детский сад возглавила Наталья Николаевна Столбунова. Она приняла меня на работу старшим воспитателем, и вот уже девятый учебный год мы работаем рука об руку. Сложилась такая команда, что нельзя не испытывать удовольствия. Во многом успешность работы коллектива зависит от того, какие отношения выстраиваются между руководителем и старшим воспитателем. Где нет понимания, чисто человеческого взаимоуважения, там работа не складывается. У нас, к счастью, обратный пример… Я работаю, мне здесь нравится, и надеюсь, и дальше буду приносить пользу. У нас такая работа, что заводит постоянно. Что бы мы ни делали – всегда есть результат, которым довольны как мои коллеги, так и я…».

Действительно, как быть недовольными результатом, когда педагог «Теремка» Ольга Мельникова становится победителем регионального этапа российского конкурса «Воспитатель года – 2022»! Курировала и продолжает курировать ее подготовку к конкурсу Елена Сайботалова. В день выхода в печать этого номера газеты, 21 сентября, они, педагог и ее наставник, поедут на российский финал конкурса в Ярославль. Будем надеяться на хороший результат. Все возможности для этого есть. До этого, разумеется, тоже были успехи – воспитатели «Теремка» становились лауреатами муниципального этапа «Воспитателя года». Но теперь, по словам Елены Борисовны, пазл сложился – целая череда неслучайных счастливых совпадений. Опыт предыдущих выступлений, «мягкая сила» требований старшего воспитателя (в плане «тяжело в ученье – легко в бою») наложились на характер самой Ольги Мельниковой, ее умение предельно сконцентрироваться и выжать из себя максимум в самые ответственные моменты.

Вот она, цена индивидуального подхода в «Теремке» буквально к каждому педагогу. «Моя задача в том, – продолжает Елена Борисовна, – чтобы сплотить этот коллектив, увидеть перспективу роста профессионального мастерства каждого педагога, найти подходы. Этим я и занимаюсь. Взрослые люди – педагоги, воспитатели – они ведь, по сути, те же дети. Мы говорим о том, что нужно найти индивидуальный подход к каждому ребенку, принять его, каким бы он ни был. Принять, а потом подобрать ключики к нему. То же самое – и в отношении родителей и педагогов. Они все разные и по возрасту, и по интересам, и по семейным обстоятельствам. Ставя перед собой определенную задачу, я понимаю: такой-то конкретный педагог сделает только это – и всё, и за это его нужно похвалить, а с другого – спросить больше, потому что он способен сделать больше. Бывает, и возмущаются, и упираются, но когда людям окажешь реальную помощь, поддержишь, когда они увидят результат – плечи распрямляются, они вновь готовы идти вперед, достигать новых вершин в своем развитии… Как я их настрою как старший воспитатель, что им новенького дам – от этого в итоге зависит творческая атмосфера в коллективе. Если старший воспитатель сидит на месте, сам не развивается, постоянно не учится – что он может дать коллективу? Я очень самокритична по отношению к себе, потому всегда ищу это новое, какую-нибудь изюминку при поездках, в частности, в дошкольные учреждения – и в районе, и за его пределами. Ищу, чтоб затем передать…».

Это порождает ответную реакцию. Когда такое чудо происходит – творческая жизнь в «Теремке» бьет ключом, включая, разумеется, в орбиту своего влияния всех без исключения воспитанников детского сада. В последние годы чудо стало нормой, «чудеса здесь по расписанию», как говорится в одном фильме. И появляется твердое убеждение – а разве можно обитателям «Теремка» жить как-то иначе? Не случайно здесь прозвучало выражение «мягкая сила». Елена Борисовна настойчива в достижении своей цели в работе с каждым педагогом, от своего не отступится никогда, но в то же время тактична и человечна. Цель ведь не настоять на своем, а вписать человека в педагогическую семью «Теремка» – и люди это понимают. Пока всё так. А каким будет завтра – зависит, по мнению Елены Борисовны, от новых идей, от творчества.

Юрий Малютин, фото предоставлено Еленой Сайботаловой