Интеграция самодостаточных – основа единой платформы

В минувшую пятницу краснообский лицей № 13 посетила представительная делегация Федерального института цифровой трансформации в сфере образования – председатель наблюдательного совета Виктор Смирнов, заместитель директора Александр Лямин, начальник управления координации деятельности Сергей Гармаш и аналитик Центра технологической реализации института Анастасия Петраш.

Такое внимание к нашей образовательной организации было не случайно. Новосибирская область – один из лидеров в стране по внедрению федеральной информационно-сервисной платформы «Цифровая образовательная среда». А лицей № 13 соответственно – лидер в Новосибирском районе и один из лидеров в области.

«Допустим, учитель готовится к уроку, ему необходимо зайти на совершенно разные ресурсы. Нужно отработать ресурсов семь-восемь, чтобы подготовка к уроку была качественной, – рассказала директор лицея Наталья Зиновьева. – А здесь единое пространство, единая платформа, причем весь контент специалистами отсмотренный, экспертами проверенный. Это и представляет максимальную ценность и удобство: одним нажатием кнопки я могу перейти из «Моей школы» в электронный дневник, в одном ресурсе могу увидеть всех учеников как отдельного класса, так и школы, родителей учеников, портфолио учеников, достижения педагогов и так далее. Всё концентрируется в одной удобной системе, которая находится под федеральным защищенным государственным контролем. Контент безопасный и легитимный, он приспособлен к тому, чтобы дети могли его изучить, освоить самостоятельно. Он открыт и для родителей».

Платформа – рабочая, но, понятно, в какой-то степени она находится еще в процессе налаживания, потому что предполагается интеграция, вхождение в нее всего педагогического коллектива, учеников и родителей. Есть и ряд чисто технических моментов – дооснащение всем необходимым оборудованием. Однако существует интеграционный процесс и другого порядка или уровня. «Сейчас наш региональный сегмент будет интегрирован в федеральный, – продолжила директор, – и, как я понимаю, все регионы постепенно присоединятся к единой платформе, но в то же время у каждого будет свое пространство». Если мы назовем его уникальным, несмотря на общий контент, это, наверное, не будет большой ошибкой. «Электронная школа, по которой мы сейчас отслеживаем успеваемость детей, электронные журналы – вся эта система работает отдельно на уровне региона, – добавила руководитель районного управления образования Юлия Кузнецова. – Но она тоже будет интегрирована в базу федеральной платформы цифровой образовательной среды. Правительством РФ проводится эксперимент по внедрению ЦОС “Моя школа” в организациях общего образования. Новосибирская область участвует в эксперименте, на данном этапе она выглядит лучше других. А если посмотреть на уровне Новосибирской области, то лицей № 13 в районе и области выглядит убедительней многих. Педагоги этой школы научились работать с контентом».

Если говорить предметно, то гости из Москвы приехали в наш регион вовсе не для контроля за внедрением эксперимента на примере отдельных школ, словно какая-то проверочная комиссия. Нет, основная цель – бросив непредвзятый взгляд, увидеть интересные практики использования системы «Моя школа», понять, насколько педагоги и ученики интеллектуально, ментально и психологически готовы к интеграции в рамках единой платформы. Цель, судя по всему, была достигнута: уровень педагогов и учеников лицея говорил тут сам за себя, при таком потенциале можно освоить любую платформу, была бы поставлена задача. А она в целом не только поставлена, но практически уже решена. Экскурсия по лицею не в последнюю очередь включала в себя посещение кабинетов «Точки роста». Это, кстати, серьезное подспорье в плане технического оснащения для вхождения в единую платформу, своего рода инструмент для такой цели. Одним из ярких моментов встречи, на наш взгляд, было посещение гостями кабинета химии. «У нас очень сложная тема “Окислительно-восстановительные реакции” – пояснила учитель химии Марина Железнова, – сложные опыты с серьезными реактивами. Это нельзя делать в цифровом масштабе, надо увидеть всё своими глазами. В итоге на компьютере мы «проходим» прекрасные тесты на знание темы и предмета в целом. У нас задействовано всё оборудование». Цифра таким образом идет рука об руку с опытом, составляя единое целое.

Центральным событием визита стал открытый урок физики в 10 «Б». Вела его учитель высшей квалификационной категории Татьяна Жителева. «У нас защита лабораторных работ по механике, – пояснила педагог. – Как вы понимаете, сама защита не может проходить без защиты теории, то есть предстоит небольшое интернет-командное тестирование. Использование цифрового оборудования помогает нам в обучении, дети лучше представляют свои работы при защите». Четыре группы учеников защищали четыре разных проекта, и защита каждого из них с использованием лабораторного оборудования и, естественно, с компьютером, прошла успешно.

«Раньше всё было по-другому – работали без компьютера, – поделился мнением ученик 10 «Б» Глеб Николенко, – на листочке пишешь, сам измеряешь, а когда за тебя делает программа, это намного удобней, быстрее, интересней и познавательней. Тем, кому нравится физика, могут просто влюбиться в предмет с такой программой. Намного интересней стал сам процесс учебы». «”Точка роста” открыла нам много возможностей, – поддержал одноклассника Платон Самойлов. – Стало намного проще все делать, благодаря новому оборудованию. XXI век – век информации и технологии, все, что происходит – закономерно».

Думается, что со словами Глеба и Платона согласились бы многие ребята – равнодушных к «цифре» в «век информации и технологии» в аудитории, кажется, не было, как нет их наверняка и в лицее вообще. Вот он, главный потенциал для продвижения ЦОС. Интеграция самодостаточных цифровых классов, школ в единое пространство – единственный, пожалуй, путь, так как лишь чего-то добившиеся на нем могут это пространство организовать.

Открытый урок продолжился общением ребят и педагога с членами делегации. Так бывает, когда обе стороны заинтересованы в предмете разговора: каждой есть что спросить, что сказать. Думается, нечто подобное на базе единой платформы ЦОС мы в скором времени увидим и в других наших школах. По крайней мере, локомотив для интеграции в Новосибирском районе есть.

Юрий Малютин, фото Игоря Николаева